Рублевая капитализация четырех из девяти отраслевых секторов на российской торговой площадке с января по ноябрь снизилась в пределах 16-47%. Хуже всего себя чувствует сектор машиностроения, лучше всего дела обстоят у металлургов. Несмотря на рост доллара до 50 рублей и евро до 63 рублей, потребительский сектор продолжает неплохо смотреться на фоне других отраслей, что внушает определенные опасения за его дальнейшую судьбу.
Несмотря на обвальное падение рубля к доллару и евро (50,6% и 36,5% с начала года), санкции, отток капитала, стагнацию в экономике и снижение цен на нефть, рублевые инвесторы на российском рынке предпочитают пока не сдавать свои позиции. Из девяти отраслевых индексов Московской биржи - потребсектор, нефть и газ, электроэнергетика, телекоммуникации, металлы и добыча, машиностроение, банки и финансы, химическое производство и транспорт – пять индикаторов с начала года находятся в плюсе.
Индекс | Капитализация на начало года, млрд рублей | Капитализация на конец ноября, млрд рублей | Изменение |
Потребсектор | 34,46 | 36,56 | 6,1% |
Нефть и газ | 1610,01 | 1681,27 | 4,4% |
Электроэнергетика | 159,16 | 119,77 | -24,7% |
Телекоммуникации | 522,35 | 435,62 | -16,6% |
Металлы и добыча | 356,98 | 414,72 | 16,17% |
Машиностроение | 24,105 | 12,76 | -47% |
Банки и финансы | 288,377 | 317,96 | 10,2% |
Химпроизводство | 49,6 | 33,14 | -33,17% |
Транспорт | 44,6 | 27,3 | -38,6% |
Любопытный факт: если все основные отраслевые индексы показали падение (кроме нефтегазового сектора), отражая слабое состояние экономики страны, то потребительский сектор, как обычно, отстал от общей динамики. Давайте посмотрим на его составляющие.
№ |
Код инструмента |
Цена, RUB |
Общее количество ценных бумаг |
Капитализация, RUB |
Капитализация, учитываемая в индексе, RUB |
Вес, % |
1 |
MGNT |
11 795 |
94 561 355 |
1 115 351 182 225 |
6 469 373 692,62 |
17,69 |
2 |
GCHE |
778 |
43 963 773 |
34 203 815 394 |
6 082 946 389,08 |
16,63 |
3 |
MVID |
214 |
179 768 227 |
38 470 400 578 |
5 612 213 378,88 |
15,35 |
4 |
DIXY |
440 |
124 750 000 |
54 890 000 000 |
5 100 805 240,43 |
13,95 |
5 |
PHST |
1 195 |
37 792 603 |
45 162 160 585 |
4 841 184 675,41 |
13,24 |
6 |
PRTK |
38 |
527 142 857 |
20 031 428 566 |
4 206 599 998,86 |
11,5 |
7 |
SYNG |
510 |
24 954 049 |
12 726 564 990 |
2 927 109 947,7 |
8 |
8 |
VRPH |
1 210 |
10 000 000 |
12 100 000 000 |
847 000 000 |
2,32 |
9 |
APTK |
14,15 |
105 000 000 |
1 485 750 000 |
252 577 500 |
0,69 |
10 |
GRAZ |
5,75 |
190 000 000 |
1 092 500 000 |
229 425 000 |
0,63 |
Особый интерес вызывают акции «Магнита» и «М.Видео» из-за их высокой доли в индексе и курсовой динамики. Бумаги продуктового ритейлера, добравшись в начале ноября до исторических максимумов, с тех пор находятся в узком диапазоне 11500-11950 рублей за бумагу. При пробое нижней планки имеет смысл сокращать количество бумаг в портфеле, так как в этом случае резко возрастает вероятность глубокой коррекции.
Бумаги продавца бытовой техники и электроники также застряли на месяц в диапазоне 211-217 рублей. Стоит отметить, что за осень, то есть период самого мощного ослабления рубля, акции «М.Видео» успели подорожать на 10%. Такая динамика выглядит необычно на фоне появившихся в СМИ сообщений о том, что поставщики (например, Apple) начали существенно поднимать цены на свою технику. Ранее в своей финансовой отчетности за первое полугодие ритейлер отметил, что влияние санкций, ослабления рубля и снижения суверенных рейтингов «на будущие результаты деятельности и финансовое положение компании на данный момент сложно определить».
Впрочем, рано или поздно падение рубля начнет менять потребительское поведение клиентов в сторону сокращения спроса на товары длительного пользования, что, в свою очередь, начнет давить на выручку и рентабельность магазинов бытовой техники. Именно поэтому указанные ценовые экстремумы имеют большое значение для дальнейшей динамики котировок акций.