Итальянский писатель, специалист по культурной антропологии и эзотерике Массимо Чентини в книге «Демоны в религии, искусстве и фольклоре» предлагает проследить эволюцию образа дьявола и его свиты в мифологическом, историческом и культурно-историческом пространстве.
Автор делает попытку осмыслить тему зла и Сатаны, пытается систематизировать и проанализировать информацию. Много внимания уделяется библейским текстам, а также разбору цитат из трудов христианских и античных мыслителей самого разного времени.
Понятно, что все эти темы многократно поднимались и будут продолжать подниматься во всех разновидностях культуры человечества. Окончательный ответов нет, но есть множество гипотез, трактовок и бесконечных попыток найти единственное правильное решение. Каждый сам для себя находит ответы относительно природы зла и его роли в обществе, то есть эта темы касается не только христиан или представителей других религий, но имеет общечеловеческую значимость.
Сатана, Дьявол, Люцифер и прочие имена главного злодея позволяют взглянуть на эту тему через персонификацию, дают волю фантазии относительно биографии этого существа в контексте его отношений с Богом и ангелами, если мы говорим о христианской традиции.
Автор не ограничивается только христианскими взглядами на повелителя зла и его слуг, а обращается и к другим религиям и к дохристианским источникам.
Книга будет интересна любителям изучения мифологических систем и религиозных представлений, а также всем творческим людям, находящимся в поиске интересных образов.
Цитаты
-
Люцифер, или «носитель света», связывается с мифом о падении небесного создания и определяется как дьявол.
-
В Книге Бытия (3:1) зло появляется внезапно, без всякой преамбулы, а точнее, змей, «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», приводит к нему людей через двусмысленность греха. Так проблема зла вступает в историю: тысячи страниц, написанных теологами и философами, не предлагают окончательного определения сути зла, его значимости и масштабов.
-
Теология предупреждает нас, что зло исходит от дьявола, и Бог, как отец, признающий ценность своих чад, не лишает лукавого власти, но допускает испытание, будучи уверенным в силе человека. Однако мы спрашиваем себя, рискуя прослыть нигилистами, действительно ли мы обладаем этой силой?
-
У шумеров мы находим самые ранние иллюстрации демонологии и ангелологии, которым было суждено повлиять на ассиро-вавилонян, а затем на еврейский мир вплоть до христианства.
-
Самой жуткой фигурой в верованиях древних народов Ближнего Востока был Нергал, чье имя можно перевести как «жестокий владыка великого города». Под «великим городом» подразумевался ад, который у ассиро-вавилонян имел и другие названия: «невиданная страна», «нижний мир» — царство мертвых, из которого нет возврата. Согласно легенде, ужасный Нергал спускался в подземный мир в день летнего солнцестояния (месяц таммуз, который соответствует периоду, включающему наши июнь и июль) и снова поднимался из него в конце месяца кислев (между ноябрем и декабрем). Вместе со своей демонической свитой Нергал приносил людям болезни и эпидемии.
-
Большинство египтологов сходятся во мнении, что Бес — это собирательное название различных, отличающихся друг от друга, карликовых божеств, которые, начиная с эпохи Нового царства (1550–1069 годы до н. э.), смешиваются друг с другом. Бес изображался в виде уродливого карлика с бородкой, длинным высунутым языком, иронической усмешкой, короткими толстыми ногами, иногда с арфой или флейтой в руках и совсем редко — с львиной головой и хвостом.
Перевод Дианы Солобуто
Книга предоставлена издательством «Азбука-аттикус»
Как детство предопределило блестящую карьеру Уоррена Баффетта
Путь успеха мультимиллиардера Уоррена Баффетта описала Элис Шредер в книге «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Книга позволяет познакомиться не только с биографией инвестора, но и с принципами успешного инвестирования.
Пожалуй, 93-летний Уоррен Баффетт считается самым успешным инвестором в XX–XXI веков – на январь 2022 года его состояние оценивалось в $111 млрд. Как оказалось, любовь к инвестициям – дело семейное. Отец Уоррена Говард Баффетт был известным биржевым брокером, которому удавалось зарабатывать на продаже ценных бумаг сразу же после окончания Великой депрессии, это позволило семье избежать последствий финансового кризиса.