Market Vectors / Financial One

Почирикать на акции

Почирикать на акции
2744

Текст: Денис ЕМЕЛЬЯНОВ

Классические методы анализа постепенно уходят в прошлое. Появляются совершенно новые, немыслимые до недавних пор способы предсказания поведения биржевых цен. В феврале 2011-го лондонская инвестиционная фирма Derwent Capital Markets запустила $25-миллионный хедж-фонд, операции которого основаны на анализе активности пользователей популярной сети микроблогов Twitter.

Twitter как новый индикатор рынка

Хорошо известно, что рынком движет настроение биржевой толпы. Однако лишь недавно, с развитием технологий, появилась возможность количественно охарактеризовать этот показатель. Оказалось, что настроение рыночных игроков отражается не только на графиках фондовых индексов, но и в публикуемых в Сети сообщениях. Анализируя их с помощью определенной методики, можно прогнозировать колебания курсов акций.

Еще в 80-е годы прошлого века появились данные о том, что частое появление названия актива в заголовках ведущих газет (особенно на первых полосах) вкупе с ярко оптимистичными прогнозами известных аналитиков свидетельствуют о царящей на рынке эйфории и, как следствие, скором завершении восходящего тренда.

Первые попытки использовать Twitter для прогнозирования поведения биржевых цен относятся к последним годам прошлого десятилетия. Так, летом 2009-го американская компания StreamBase Systems предложила своим клиентам анализ активности пользователей сервиса микроблогов в реальном времени и выдавала на выходе различные индикаторы экономического настроения. Широкого распространения идея тогда не получила: эксперты сходились на мнении, что задача фильтрации «шумов» в потоке постов слишком сложна и вряд ли может быть решена.

Метод британских ученых

В октябре 2010 года были опубликованы результаты исследования группы ученых Манчестерского университета, убедительно показавшие, что динамику котировок американских акций с хорошей точностью можно предсказывать, анализируя посты пользователей сети микроблогов Twitter. Анализу подверглись около 10 млн сообщений от 2,7 млн пользователей, опубликованных в Twitter с 28 февраля по 19 декабря 2008 года. Исследователи отобрали те из них, которые содержали выражение настроения («я чувствую», «у меня есть ощущение», «мне кажется» и тому подобные), и подвергли их анализу при помощи двух инструментов: OpinionFinder и Google-Profi le of Mood States (GPOMS). Первый определяет господствующее настроение по шкале «позитив-негатив», второй выдает более детальную информацию, используя для описания чувств пользователей шесть различных координат: «спокойствие», «настороженность», «уверенность», «энергичность», «доброта» и «счастье». Оказалось, что пользователи Twitter живо реагируют на общественно значимые события: в октябре 2008-го в США прошли президентские выборы, в декабре американцы отпраздновали День благодарения, и оба события наглядно отразились на настроении авторов микроблогов (см. рис. 1). Однако ученых интересовало другое — корреляция полученных данных с динамикой курсов американских акций. Как выяснилось, связь есть и здесь, правда, не столь очевидная.

Настроение пользователей Twitter, октябрь-декабрь 2008 года.jpg

Результаты исследования, вопреки ожиданиям, свидетельствуют, что плохое или, наоборот, приподнятое настроение пользователей Twitter, определяемое с помощью OpinionFinder, практически не влияет на динамику DJIA. А вот более детальный анализ GPOMS показал, что интенсивность окраски общего эмоционального фона микроблогов в «спокойные» и «счастливые» тона действительно обладает прогностическим эффектом. «Научив» нейронную сеть выявленным закономерностям, исследователям удалось добиться небывалой точности предсказания дневного направления движения основного американского фондового индекса DJIA — 87,6 %.

Купить подписку на журнал Financial One

Ученые Мюнхенского университета подошли к вопросу анализа активности пользователей Twitter с другой стороны. Они, в частности, выяснили: чем больше цитируемость автора прогнозов по фондовому рынку, тем, как правило, эти прогнозы надежнее. На основе выявленных закономерностей исследователи разработали метод прогнозирования рынка и запустили сайт, посвященный Twitter-трейдингу.

Другая группа ученых пошла еще дальше. Совместное исследование специалистов Калифорнийского университета и исследовательского департамента Yahoo! Выявило наличие взаимосвязи между частотой упоминания названия или тикера компании в Twitter с динамикой курса ее акций и объемом торгов. Правда, выяснилось, что влияние активности пользователей Twitter на торговый объем гораздо выше, чем на цену. Тем не менее, авторам удалось на основе полученных данных построить методику принятия торговых решений, уверенно обыгрывающую индекс Dow Jones (см. рис. 2).

Результаты Twitter-стратегии в сравнении с динамикой индекса Dow Jones Industrial Average.jpg

Twitter-гуру в Citigroup

Не только исследовательские группы различных университетов и компаний, но и гиганты финансовой индустрии в конце концов обратили внимание на Twitter. Так, летом 2010 года известный в профессиональных кругах как «гуру Twitter» Фрэнк Элиасон из Comcast был нанят на работу в Citigroup. Возможно, его действительно собирались привлечь к разработке Twitter-решений для клиентского сервиса Citi, как было объявлено, однако не исключено, что этим обязанности г-на Элиасона не ограничились.

Легенда американского трейдинга, неоднократный участник популярного шоу Wall Street Warriors («Воины Уолл-стрит») на канале CNBC Тимоти Сайкс, сделавший себе имя на торговле «грошовыми» акциями (penny stocks), упоминал о важности мониторинга активности пользователей Twitter для его торговой стратегии. «Если какая-то акция начинает часто мелькать в Twitter, велика вероятность, что надувается очередной «пузырь», — рассказывал г-н Сайкс на своем московском семинаре.

Японцы запустили первый фонд

Первым институциональным инвестором, засветившимся в использовании такого инструмента, стал японский фонд, запущенный в августе 2010-го и использующий алгоритм, разработанный профессором Ютака Мацуо. Фонд торговал фьючерсами на индекс Nikkei 225 и к апрелю 2011-го, по непроверенным данным, показывал неплохую доходность в 7,5 %, опережая бенчмарк примерно на 2 %.

А в феврале 2011 года британская семейная компания Derwent Capital Markets зарегистрировала на Каймановых островах хедж-фонд объемом $25 млн, работа которого основывалась на данных, полученных учеными Мичиганского университета. Один из авторов исследования — доктор Сяо-Юн Цзинь — присоединился к команде управляющих. «Долгие годы инвесторы принимали за истину утверждение, что рынком движут страх и жадность биржевой толпы. Но никогда прежде они не имели возможности количественно охарактеризовать ее настроение. Это новое измерение биржевой торговли», — говорил основатель фонда Пол Отин.

Первый блин оказался не то, чтобы комом, но… По прошествии месяца фонд был закрыт, несмотря на в целом неплохие результаты, оказавшиеся лучше, чем в среднем по отрасли: капитал просел менее чем на 2 % при одновременном снижении индекса Dow Jones на 4,5 %. Что стало поводом для сворачивания деятельности многообещающего фонда, осталось неясным. Однако Derwent Capital Management не оставила идеи использования анализа микроблогов в трейдинге. Летом прошлого года она запустила клиентский сервис интегрированных в торговую платформу индикаторов настроений биржевых игроков, вычисляемых на основе мониторинга Twitter.




Теги: Twitter

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи