Цены на нефть в первой половине дня демонстрировали позитивную динамику: котировки Brent поднялись после вчерашнего обвала до $73 за баррель, котировки американского бенчмарка WTI достигли $75 за баррель. Однако примерно за час до начала американской торговой сессии цены на нефть перешли к снижению, которое к вечеру набрало силу. В результате масштабы падения в среду оказались сопоставимы с обвалом вторника.
Это может показаться странным, но, на наш взгляд, причины роста цен в первой половине дня и падения во второй половине – одни и те же. Так, министр нефти Саудовской Аравии накануне дал интервью CNBC попытался успокоить рынок тем, что ценовой войны и борьбы за долю рынка не ожидается, несмотря на отсутствие договоренностей. Раз так, значит, раскол внутри ОПЕК+ – бычий фактор. Ведь из-за него в августе добыча не будет увеличена.
Однако давайте посмотрим на ту же проблему, сменив ракурс. Для этого напомним, с чем согласны ОАЭ, заблокировавшие сделку, а с чем они не желают соглашаться. Итак, группа ОПЕК+ хотела договориться, что с августа и до конца года совокупная добыча будет повышаться ежемесячно на 400 тысяч баррелей в сутки. И с этим Абу-Даби были согласны. Но они были против именно сейчас продлевать сделку, которая пока действует по апрель 2022 года, до декабря 2022 года. Но главное, чего хотели добиться ОАЭ – это сменить точку отсчета реализуемого сейчас сокращения добычи.
Напомним, сделка ОПЕК+ – это обязательство-стран участников соглашения снизить собственную добычу на предписанную величину от уровней производства в октябре 2018 года. ОАЭ настаивали поменять октябрь 2018 года на апрель 2020 года, когда как раз было принято решение сократить производство на 10 млн баррелей в сутки.
Зачем
Дело в том, что если считать сокращение от октября (так и происходит сейчас), то в том месяце ОАЭ добывали 3,16 млн баррелей в сутки. Однако страна вкладывает по $25 млрд в год в рамках реализации плана, согласно которому к концу десятилетия производственные мощности должны увеличиться на 5 млн баррелей в сутки. В результате в апреле 2020 года, когда началась ценовая война, обвалившая рынок нефти, ОАЭ добывали уже 3,84 млн баррелей в сутки. Текущие условия сделки подразумевают, что в ОАЭ почти треть мощностей простаивает. По этому показателю Абу-Даби – лидеры среди всех участников сделки. ОАЭ – четвертый по величине производитель ОПЕК. Если взять для сравнения сопоставимые по добыче страны, то у них простаивают около 20% мощностей (или чуть меньше). Соответственно, если считать сокращение от апреля 2020 года, то есть от 3,84 млн баррелей в сутки, то ОАЭ выйдет по простою на «средний градус по больнице».
Если учесть, что развала ОПЕК+ не будет, краны на полную мощность также никто открывать не собирается, значит, в кулуарах есть надежда на договоренность. Договоренность в контексте текущего спора означает компромисс. Значит, группа в чем-то пойдет на уступки для ОАЭ. Соответственно, если предположить, что точка отсчета в формуле изменится с октября 2018 года на апрель 2020 года, это будет означать с августа +400 тысяч баррелей в сутки добычи от ОАЭ и +400 тысяч баррелей в сутки добычи по всей группе. Если к этому добавить риск замедления экономического восстановления из-за нового штамма «Дельта», то вовсе непонятно, почему цены предпринимают попытку роста.
Что будет с фондовым рынком: топ-3 прогнозов на июль
Июнь дал фондовому рынку время передохнуть после того, как завершился грандиозный сезон отчетности за первый квартал.
Внимание инвесторов переключилось на инфляцию, безработицу и действия Федеральной резервной системы.
Хотя июль, похоже, начнется так же, он будет отличаться несколькими ключевыми моментами. Вступая во вторую половину года, мы вооружимся большим количеством информации от ФРС. Нас также ожидает еще один квартал финансовой отчетности, которая поможет понять, как будет выглядеть оставшаяся часть года на фондовом рынке.