Минпромторг намерен урезать объемы параллельного импорта по категориям товаров, для которых есть аналоги в дружественных странах или в самой России. Речь идет прежде всего о косметике, продукции легкой промышленности и радиоэлектронике.
За январь – ноябрь, по оценкам ведомства, параллельный импорт сократился вдвое в годовом выражении (г/г), до $2 млрд. Из-за высокой инфляции и развития импортозамещения потребительский спрос на импортную продукцию значительно сократился. На наш взгляд, это способствовало сильному укреплению рубля в 2025 году. Полагаем, что во многом сокращение параллельного импорта оправдано при невысокой доле иностранных брендов на ряде сегментов российского рынка непродовольственных товаров.
Например, доля косметической продукции, произведенной во Франции, Южной Корее и Китае, поставленной в Россию составляет не более 6–7% при оценке глобального рынка $1,6 трлн. Половина этой доли приходится на французские бренды, поступающие в основном на основе параллельного импорта. Все остальное – отечественная продукция (либо продукция, произведенная иностранными брендами на территории РФ), и уход с такого рынка части параллельного импорта российские покупатели, скорее всего, не сочтут критичным для себя.
Также не исключаем, что ограничения связаны с подготовкой к официальному возвращению на российский рынок западных брендов после окончания украинского конфликта и отмены санкций. Однако вопрос о том, нужно ли ограничивать параллельный импорт радиоэлектроники, особенно смартфонов, из недружественных стран, остается открытым, так как эта продукция замещается в основном не отечественными производителями, а брендами из Китая. На таком рынке ограничение импорта может привести к сокращению выбора и росту цен.