Инициатива о повышении порога бедности в России до 43 тыс. руб. стала одним из наиболее резонансных предложений начала осени. Сегодня официальная граница бедности, рассчитанная Росстатом, составляет 16,863 тыс. руб. на человека в месяц. По этим данным, во втором квартале за чертой бедности находилось 7,4% россиян, или около 10,8 млн. Однако соцопросы показывают, что сами россияне оценивают минимально необходимый для жизни уровень дохода примерно в 43 тыс. руб.
Такой разрыв между официальными и субъективными оценками усиливает актуальность инициативы, выдвинутой главой фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым и поддержанной сенатором Ольгой Епифановой.
Причиной появления этого предложения является реальная динамика расходов российских домохозяйств. За последние два года существенно подорожали продукты питания, услуги ЖКХ, транспорт и базовые товары. Даже при снижении инфляции до официальных 6–7% реальные траты семей растут быстрее за счет подорожания наиболее чувствительных категорий. В итоге установленный Росстатом порог бедности оказывается мало отражающим действительность, а значительная часть граждан, формально не относящихся к бедным, на практике испытывает серьезные ограничения в потреблении и сбережениях.
При потенциальном переходе на планку в 43 тыс. руб. количество граждан, официально считающихся бедными, достигнет 35–40% населения, то есть около 50–55 млн человек. Это потребует радикального увеличения бюджетных расходов. Даже при условии, что дополнительная помощь будет предоставляться лишь части новых получателей, допустим, 30–35 млн человек, и в размере хотя бы 5 тыс. руб. в месяц, годовые расходы бюджета возрастут на 1,8–2,1 трлн руб. Для сравнения, это около 8–9% всех федеральных трат на социальную политику в 2025 году. Такая нагрузка объективно потребует либо расширения внутренних заимствований, либо перераспределения бюджетных статей.
В целом предложение о повышении порога бедности отражает реальную картину и способно улучшить адресность и эффективность поддержки. Но оно несет и значительные риски для бюджетного баланса. В базовом сценарии можно ожидать, что власти пойдут на постепенный пересмотр методики с поэтапным ростом порога и расширением набора компенсирующих мер, от индексации пособий до контроля за ценами на социально значимые товары. В этом случае официальная статистика бедности неизбежно увеличится, но в среднесрочной перспективе реальные доходы миллионов граждан могут улучшиться. В 2026 году эффект от таких шагов в случае их принятия будет двояким, так как краткосрочно возрастет нагрузка на бюджет, но при правильном таргетировании социальных выплат это создаст стимул для внутреннего спроса, который способен поддержать темпы роста экономики в условиях внешних ограничений.