Рынок автокредитования в России продолжает восстанавливаться, и сентябрь стал седьмым месяцем подряд его роста, составившего 15% м/м, до 200 млрд руб. При этом число выданных кредитов увеличилось почти на 11%, превысив 132 тыс. и обновив годовой максимум.
Впрочем, от прошлогодних пиков текущие значения все еще отстают на 20–23%. При этом участники рынка ожидают более активный октябрь с последующим ослаблением к концу года из-за подорожания автомобилей и перераспределения спроса, а также ожидания очередного повышения утилизационного сбора с ноября.
Динамику кредитования поддержали удешевление заемных средств после снижения ключевой ставки и сохранение адресных субсидий производителей, благодаря чему средний процент по автозайму в сентябре находился в районе 10,2% годовых, тогда как по машинам с пробегом ставка снизилась примерно на 1,2%, до 23,6%.
При этом ожидания индексации утильсбора с 1 ноября 2025 года и с 1 января 2026-го подтолкнули часть потребителей к активизации покупки, которую стимулируют также сообщения о сокращении складских запасов у ряда китайских автопроизводителей.
Одновременно банки продолжили очищать кредитные портфели, и доля постзалоговых кредитов снизилась до 7%, что повысило устойчивость объема выдачи. Если смотреть на прошлые периоды, рынок от зимнего дна фактически удвоил объемы автокредитования в России, но до устойчивых максимумов еще не дошел.
На 2026 год наш базовый сценарий предполагает увеличение объема автокредитования в номинальном выражении на 6–10% при умеренном повышении количества договоров, поскольку часть ускорения обеспечит рост цен на автомобили и эффект индексации утильсбора, тогда как на стороне поддержки выступают возможное дальнейшее смягчение ДКП, постепенное повышение реальных доходов населения и расширение партнерских программ автопроизводителей с банками.
Среди основных рисков назовем сокращение объема субсидий, ужесточение требований к подтверждению доходов, которое особенно чувствительно, так как на сегодня полный документальный доход способны подтвердить не более 40% клиентов, а также рост стоимости страхования и ремонта.
С учетом стартовой базы второго полугодия, оцениваемой рынком выше 1,1 трлн руб. против 1,3 трлн годом ранее, ожидается мягкая просадка в начале 2026 года и восстановление к лету при нормализации предложения. При реализации более консервативного сценария рост ограничится 3–5% при более жестких ставках и сокращении субсидий, в оптимистичном сценарии возможен прирост 12–15% при более быстром смягчении денежно-кредитной политики и активных скидках производителей.