Экспертиза / Financial One

Новые способы добычи лития могут стать драйвером роста глобального рынка электромобилей

Новые способы добычи лития могут стать драйвером роста глобального рынка электромобилей
6922

Литий – движущая сила развития мира электромобилей, но успевает ли предложение за спросом? Новые технологии и источники поставок могут восполнить образовавшийся пробел.

Делимся с вами переводом статьи McKinsey & Company, международной консалтинговой компании, специализирующейся на решении задач, связанных со стратегическим управлением.

Несмотря на ожидания, что спрос вырастет с примерно 500 тысяч метрических тонн эквивалента карбоната лития в 2021 году до примерно 3-4 млн метрических тонн в 2030 году, мы считаем, что литиевая промышленность сможет обеспечить достаточное количество продукции для растущей индустрии литий-ионных аккумуляторов.

Наряду с увеличением предложения традиционного лития, которое, как ожидается, вырастет более чем на 300% в период с 2021 по 2030 год, технологии прямой добычи лития и прямого превращения лития в продукт могут стать основными драйверами, которые позволят отрасли быстрее реагировать на растущий спрос. Хотя указанные технологии все еще находятся в зачаточном состоянии, они обещают значительно увеличить предложение и снизить затраты, соответствуя при этом принципам ESG.

Однако удовлетворение спроса на литий – непростая проблема. Несмотря на влияние COVID-19 на автомобильный сектор, продажи электромобилей выросли примерно на 50% в 2020 году и удвоились до примерно 7 млн единиц в 2021 году. В то же время резкий рост спроса на электромобили привел к тому, что цены на литий за год взлетели примерно на 550%: к началу марта 2022 года цена на карбонат лития превысила $75 тысяч за метрическую тонну, а на гидроксид лития – $65 тысяч за метрическую тонну (по сравнению со средним пятилетним показателем около $14500 за метрическую тонну).

Литий необходим для производства практически всех тяговых батарей, используемых в настоящее время в электромобилях, а также в бытовой электронике. Литий-ионные батареи широко применяются и во многих других областях, от хранения энергии до воздушной мобильности. Поскольку содержание аккумуляторов зависит от состава активных материалов, а на рынке появляются новые аккумуляторные технологии, существует множество неопределенностей относительно того, как рынок аккумуляторов повлияет на будущий спрос на литий. Например, анод из металлического лития, повышающий плотность энергии в батареях, требует почти вдвое больше лития на киловатт-час по сравнению с активно используемыми в настоящее время графитовыми анодами.

Так хватит ли лития для удовлетворения потребностей нового электрифицированного мира? Понимание всего контекста спроса и предложения будут иметь решающее значение для каждого участника цепочки создания стоимости – горнодобывающих компаний, переработчиков, производителей аккумуляторов и комплектующих для автомобилей.

Спрос на литий

В течение следующего десятилетия, по прогнозам McKinsey, спрос на литий-ионные аккумуляторы будет продолжать расти.

Не так давно, в 2015 году, менее 30% спроса на литий приходилось на батареи; основная часть спроса распределялась между керамикой, стеклом (35%) и смазками, порошковой металлургией, полимерами и другими промышленными применениями (>35%).

Ожидается, что к 2030 году на батареи будет приходиться 95% спроса на литий, а общая потребность продолжит расти ежегодно на 25-26% и достигнет 3,3-3,8 млн метрических тонн эквивалента карбоната лития.

Будущее предложение лития

При таком стремительном росте спроса, стоит ли миру беспокоиться о будущем предложении лития? В 2020 году было произведено чуть более 0,41 млн метрических тонн эквивалента карбоната лития; в 2021 году производство превысит 0,54 млн метрических тонн (рост на 32% по сравнению с предыдущим годом).

Согласно нашему текущему базовому анализу, спрос на литий составит 3,3 млн метрических тонн. Учитывая сроки, необходимые для производства нового лития, мы прогнозируем, что в 2030 году поставки лития достигнут только 2,7 млн метрических тонн. Мы ожидаем, что оставшаяся часть спроса будет удовлетворена за счет недавно объявленных расширений на новых и уже существующих месторождениях.

В настоящее время почти вся добыча лития ведется в Австралии, Латинской Америке и Китае (на них пришлось в совокупности 98% производства в 2020 году). В будущем, скорее всего, на карте добычи лития появятся новые игроки и географические регионы, включая Западную и Восточную Европу, Россию и других членов СНГ.

Хотя прогнозируемые спрос и предложение свидетельствуют о сбалансированности отрасли в краткосрочной перспективе, существует потенциальная необходимость в создании новых мощностей к 2030 году. По прогнозам, дополнительные источники лития, необходимые для восполнения дефицита предложения, будут поступать из проектов по добыче «традиционных» полезных ископаемых, а также минерализованных вод. В то же время ожидается, что новые технологии, такие как прямая добыча лития и прямое превращение лития в продукт, позволят увеличить объемы добычи и мощности.

В разных странах мира – от устоявшихся стран-производителей лития, таких как Австралия, Чили, Китай и Аргентина, до стран с недавно выявленными ресурсами и запасами, таких как Мексика, Канада, Боливия, США и Украина, и до мест, которые обычно не ассоциируются с литием, к примеру, Сибирь, Таиланд, Великобритания и Перу, – во всем мире ведется разведка месторождений «белого золота». Мы ожидаем объявления о новых мощностях в 2022 году.

Повторное использование и переработка

Часто задаваемый вопрос – можно ли перерабатывать литий-ионные батареи. Учитывая ожидаемый срок службы батарей от 10 до 15 лет для пассажирских автомобилей, а также возможность продления срока службы батарей за счет использования в секторе хранения энергии, в течение текущего десятилетия действительно ожидается увеличение объемов переработки батарей, но вряд ли можно вести речь о значительных уровнях. В зависимости от применяемого процесса переработки, можно извлечь от 0% до 80% лития, содержащегося в отслуживших свой срок батареях. Судя по прогнозам, к 2030 году доля вторичного сырья составит чуть более 6% от общего объема производства лития.

Можно ли заменить литий?

Возникает еще один вопрос: можно ли заменить литий. В большинстве областей существует целый ряд технологий на разных стадиях разработки, которые могут справиться с этой задачей. Однако в настоящее время не существует замены литию для удовлетворения потребностей сектора мобильности. Единственной потенциальной альтернативой является ион натрия, который, когда будет полностью готов к использованию, сможет справляться только с малоэффективными приложениями. Учитывая вышесказанное, риск снижения спроса на литий к 2030 году невелик.

Что будет дальше?

Так сможет ли мир обеспечить достаточное количество лития для грядущей революции в мире электромобилей? Мы считаем, что да, но для этого необходимо предпринять конкретные действия на каждом уровне цепочки создания стоимости лития.

·       Финансирование новых технологий (например, прямая добыча лития).

·       Разведка новых проектов. В 2021 году почти 90% добычи лития осуществлялось всего в трех странах (Австралия, Чили, Китай).

·       Заблаговременное предупреждение о требованиях производителей. В зависимости от того, как будут развиваться аккумуляторные технологии, промышленности потребуется больше карбоната лития или гидроксида лития. Соответственно, конечные пользователи могут заблаговременно сообщать о спецификациях продукции и требуемых объемах лития, тем самым предоставив добытчикам достаточно времени для адаптации.

4 компании для ставки на литий

Спрос на литий продолжает расти. Сегодня этот один из самых легких металлов играет достаточно важную роль в автомобильной промышленности, так как используется в создании аккумуляторов для электромобилей.

Уже сейчас аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение спроса на литий. По мнению управляющего портфелем активов Williams Jones Wealth Management Вэнса Брауна, данный металл является жизненно важным и необходимым элементом, который стал частью новой промышленной революции.

За последние пять лет акции литиевых компаний хорошо себя зарекомендовали, а цены на них выросли. Кроме того, такие игроки отрасли, как Standard Lithium и Samsung SDI, одно из подразделений Samsung Group, продолжают продвигаться вперед.

Продолжение

Пользователи Reddit выступили в защиту AMD

Поклонники AMD остаются верны полупроводниковой компании даже на фоне падения стоимости ее акций.

Снова намечаются линии фронта. С одной стороны – традиционное инвестиционное сообщество Уолл-стрит.

С другой – толпа пользователей социальных сетей, которые объединяются для защиты компаний, к которым, по их мнению, несправедливо относятся представители старой школы.

Рынок под давлением

Сектор полупроводников находится под давлением, поскольку экономика замедляется, а покупательная способность потребителей снижается, что заставляет их откладывать на потом приобретение неприоритетных товаров, таких как электронные гаджеты.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • Рекордные вложения американцев в акции вызывают опасения у экономистов
    Автор: Яна Кудрявцева 06.10.2025 16:16
    407

    Фондовый рынок США находится на рекордных уровнях, и все большее число американцев приобретает ценные бумаги. По данным, которые приводит CNN, сейчас акции составляют почти половину структуры домашних финансов жителей Соединенных Штатов – около 45%. Это максимальный показатель с 1950-х годов.



    more

  • На мировых рынках преобладают смешанные настроения на фоне шатдауна США
    Кристина Гудым, аналитик ФГ «Финам» 06.10.2025 13:41
    429

    В понедельник, 6 октября, на мировых фондовых рынках наблюдаются смешанные настроения. Американские фондовые индексы завершили прошедшую неделю ростом. По итогам пятницы S&P 500 прибавил 0,01% до уровня в 6715,79 п. Nasdaq Composite снизился на 0,28% до 22 780,51 п. Dow Jones Industrial Average увеличился на 0,51% до 46 758,28 п. more

  • Потенциал роста Brent ограничен, ожидания по спросу не улучшаются
    Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 06.10.2025 13:11
    464

    Стоимость Brent утром в понедельник, 6 октября, дорожает на 1,44%, $65,5 за баррель, а WTI на 1,48%, до $61,8. Цена нефти растет после решения ОПЕК+ прибавить с ноября 2025 года квоты на добычу всего 137 тыс. б/с, что оказалось более чем в 3,5 раза меньше рыночных ожиданий.more

  • Ежедневный обзор – Российский фондовый рынок: макроэкономика, рынок золота, рынок нефти, компании e-commerce
    Аналитики банка «Синара» 06.10.2025 10:42
    520

    В пятницу индекс МосБиржи потерял 1,4%, а в выходные опускался даже до отметки 2565, где не был с декабря 2024 г. Фьючерс на индекс и вовсе протестировал уровень 2550 пунктов. Впрочем, субботняя просадка была полностью выкуплена в воскресенье. Столь масштабное снижение произошло в целом без явных триггеров, скорее на фоне преобладания пессимизма в отношении динамики ставки, международной ситуации и падения цен на нефть ниже $65 за баррель Brent. more

  • Нисходящий тренд в ОФЗ, вероятно, сможет прервать лишь опорное заседание ЦБ 24 октября
    Дмитрий Грицкевич, управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ 06.10.2025 10:38
    476

    Рынок ОФЗ продолжает на себе испытывать совокупность негативных факторов: переоценка ожиданий по снижению ключевой ставки, увеличение программы заимствований Минфина и повышенные геополитические риски. По итогам прошлой недели индекс RGBI потерял еще 1,4 п., достигнув 114,4 п. – минимума с конца июня.more