Market Vectors / Financial One

Народное лондонское IPO

Народное лондонское IPO
3432

Текст: Олег РАБЕЦ

Одним из самых громких и неудачных для инвестора IPO в ушедшем году стало публичное размещение «ТКС банка» Олега Тинькова на Лондонской фондовой бирже. После успешного размещения акции обвалились более чем на 30%, но, несмотря на это, не побили рекорда банка ВТБ, цена которого рухнула при размещении в несколько раз.

История «ТКС банка» начиналась очень успешно, так как книга заявок была переподписана в несколько раз и акции были размещены по верхней границе ценового коридора в $17,5. Банк оценили очень высоко: более чем в три собственных капитала, тогда как средний коэффициент по индустрии равен 1–1,2. Тем самым покупатели акций оценили весь банк в $3,2 млрд.

В итоге было продано акций на $1,087 млрд, из которых около $175 млн было направлено в капитал банка, а остальные средства достались акционерам, в том числе и самому Тинькову. После IPO его доля составила приблизительно 50%.

«Больше года для ТКС создавался имидж высокотехнологичной быстрорастущей компании. Такое позиционирование и годовые темпы роста бизнеса выше 130% позволили разместить акции ТКС в Лондоне с отношением «капитализация/капитал» (P/BV) около 4,6, при этом на рынке максимальный мультипликатор P/BV в это время был у Сбербанка на уровне 1,2. В этом плане акции ТКС на IPO были переоценены», — говорит Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков «Открытие-Брокер».

«Завышенные ожидания инвесторов на IPO связаны с сильной динамикой финансовых показателей ТКС в последние годы, а также с энергетикой основного акционера банка. Однако считать ТКС технологичной компанией можно с большой натяжкой, поскольку особенностью технологичных компаний является быстрый выход на зарубежные рынки. Сейчас ТКС работает только в России и выходить за пределы страны не планирует. А интернет-сервисы, предлагаемые ТКС своим клиентам, существуют и у того же Сбербанка», — говорит старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.

Удар от депутатов

Олег Тиньков и менеджеры банка обязались не продавать свои доли в течение года после IPO, а другие крупные акционеры — в течение полугода. Обязательства должны были помочь акциям компании удержаться на высоком уровне, но этого не произошло. Первым ударом для акций «ТКС банка» стала поправка в законопроекте «О потребительском кредитовании», запрещающая дистанционно распространять кредитные карты среди клиентов. Эту схему сейчас активно использует банк Тинькова, не имеющий никаких офисов, помимо головного, и работающий исключительно дистанционно. Позже банкевыяснилось, что законопроект не касается «ТКС банка», что журналисты с инвесторами неправильно его интерпретировали. Затем и Госдума опровергла интерпретацию закона, сославшись на техническую ошибку в его написании, но цена обрушившихся акций так и не вернулась на прежний уровень.

Виктор Марков говорит, что изменения в российском законодательстве не повлияют на бизнес ТКС, так как изначально он строился на правильных принципах. «Вместе с тем инвесторы будут долго помнить случай, связанный с опечаткой в банковском законопроекте, который стал поводом для продажи акций ТКС. Этот случай говорит о рисках при ведении бизнеса в конкретном сегменте», — подытоживает г-н Марков.

«Нельзя не отметить, что бизнес ТКС остается уникальным: помимо высоких темпов роста, банк не несет затраты на поддержание филиальной сети, взаимодействуя с клиентами дистанционно, в результате чего рентабельность бизнеса очень высокая. В этом плане правильнее говорить, что ТКС — высокотехнологичный, но банк», — утверждает г-н Бушуев.

«Сложно придумать причину столь высокой оценки банка при размещении, однако, мне кажется, что сейчас рынок начинает понимать, что ТКС не более чем банк, чей бизнес готов принимать на себя риски, и 80% активов которого составляют кредиты», — говорит старший аналитик ФГ БКС Ольга Найденова.

В своем проспекте TCS Group предупреждал о будущих возможных рисках, которые несет банк. Среди них ухудшение ситуации в экономике страны, снижение ставок по кредитным картам, а также увеличение доли неработающих кредитов.

Дополнительное давление на акции оказало падение развивающихся рынков вследствие политики ФРС. Обещанное уменьшение выкупа облигаций еще на с $10 млрд, из-за чего индекс развивающихся рынков MSCI снизился на 6,6% с начала года.

В результате падение акций «ТКС банка» стало одним из самых крупных среди российских банков на зарубежных площадках в этом году: только за первый месяц падение составило 26%, а с момента выпуска их на Лондонскую фондовую биржу 25 октября до конца января — 32% (см. рис. 1). Изначально после IPO расписки TCS Group Holdings начали расти и даже достигали уровня в $20, что на 14% выше, чем цена размещения, но выше этого уровня подняться им не удалось.

Источник: Yahoo Finance

Рис.1.
Падение потребительского спроса и тупизм инвесторов

Сам Тиньков комментирует падение акций своего банка так: «Я новичок на рынке акций, но за четыре месяца тоже увидел много тупизма, нелогичности и нерационального поведения инвесторов. Сначала думал, что они умные, но потом, поразмыслив и посмотрев, понял, что большинство управляющих чужими деньгами просто «бивни тупые». Что им нужно, непонятно. Они живут по своим, только им ведомым правилам. Wall Street работает неверно, реакция инвесторов на рекордные результаты последнего квартала Apple/Yandex/Megafone/«Магнит» это только подтверждает. Система не работает».

IPO «ТКС банка» имеет схожие черты с «народным» размещением другого российского банка — ВТБ. Банк ВТБ размещал свои акции в 2007 году перед самым кризисом. До этого момента государству принадлежало 99,9% акций банка. После IPO банку удалось продать долю в 22,5%, собрав при этом $8 млрд, причем $1,6 млрд вложили частные инвесторы преимущественно из России. Для нашей страны это IPO стало самым «народным». Правда, большую часть этой доли купили в итоге пострадавшие зарубежные институциональные инвесторы. Акции ВТБ были размещены по 13,6 копеек за штуку, позже, в январе 2009 года, в самый разгар кризиса, они упали до 2 копеек.

Сравнивая Россию с развитыми странами, г-н Бушуев предполагает, что в долгосрочной перспективе потребительское кредитование в России может безболезненно вырасти в объеме в 2–3 раза. «Сейчас же можно говорить о временном замедлении этого сегмента рынка. В ближайшее время на фоне падения темпов роста потребительского кредитования акции ТКС могут оставаться под давлением. В долгосрочной перспективе при условии ускорения роста рынка потребительского кредитования акции ТКС вновь могут пользоваться высоким спросом», — говорит Константин Бушуев.

Однако существует и другое мнение. Ольга Найденова говорит, что с замедлением роста экономики и сокращения потребительского кредитования стоимость акций банка, скорее всего, приблизится к стоимости бумаг других банков. «Вполне оправданное желание законодателей и ЦБ ограничить темпы роста потребительского кредитования не может не сказаться на развитии бизнеса банка, который специализируется на этом рынке. Законодательно вводятся ограничения как на размер полной стоимости кредита, так и на возможности банков взимать штрафы за несвоевременную выплату по кредиту», — говорит Ольга Найденова. По ее словам, потребительское кредитование будет замедляться не только и не столько из-за действий регуляторов, сколько из-за ухудшения макроэкономической ситуации, снижения темпов роста доходов населения, увеличения безработицы, а также из-за возросшей закредитованности населения.

Жертвы Тинькова

Основным крупнейшим покупателем GDR «ТКС банка», раскрывшим о себе информацию, стали фонды Henderson Global Investors (см. табл. 1–2), которые приобрели акции банка на сумму примерно $20 млн, что составляет достаточно малую часть их портфеля (всего 0,04%). На втором месте с отставанием приблизительно в $4 млн — немецкая управляющая компания Deutsche Asset & Wealth Management со своими фондами. Размер пакета у компаний, находящихся на следующих местах, резко снижается: пятнадцатый по сумме вложений владелец имеет долю в $440 тыс.

Несмотря на весь ажиотаж по поводу покупки акций, иностранные фонды потратили на них небольшую часть своих средств. Гораздо большие суммы они вложили в GDR других российских банков: ВТБ и Сбербанк. Больше всего они поверили в Сбербанк (см. табл. 4): самый крупный покупатель — фонды Capital Research & Management, вложившие более полумиллиарда долларов.

Серьезно разочаровались в талантах Тинькова фонды немецкой Deutsche Asset & Wealth Management, которые начали избавляться от бумаг банка. Компания сократила свою долю на 15% — до $17,4 млн. Не выдержали нервы и у Credit Suisse, Evli Fund Management, State Street Global Advisors France: они продали свои доли полностью.

Табл.1.

Табл.2.

Табл.3.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи