Основные итоги деятельности Банка России за последние десять лет, главные достижения и недостатки в работе мегарегулятора, а также планы на будущее обсудили представители власти, финансовых организаций и экспертного сообщества в рамках панельной дискуссии конференции «10 лет мегарегулятору: вчера, сегодня, завтра».
Десять лет назад ЦБ РФ получил статус мегарегулятора, что стало знаковым событием для всего финансового рынка. За это время Банк России установил единые правила игры для различных секторов рынка, а проводимая политика повысила устойчивость к внешним вызовам и укрепила финансовую систему в целом.
Перед ЦБ стояла масштабная задача совершенствования регулирования, включая регулирование новых видов деятельности и гармонизацию подходов к разным секторам финансового рынка. Но, конечно же, не удалось обойтись без серьезных вызовов, требующих оперативной реакции.
За десять лет трансформировался и сам рынок, и подходы к его регулированию. Этому способствовали такие тренды, как цифровизация, взаимное проникновение финансового и нефинансового сектора, появление и развитие экосистем, платформенного бизнеса, а также массовый приход розничного инвестора на рынок ценных бумаг.
«Идея мегарегулятора не только в том, что он покрывает своими полномочиями весь финансовый рынок, а в том, что он имеет некую автономность. Это юридическое лицо публичного права, которое действует не по принципам правительства. Таким на сегодня является ЦБ», – отметил в ходе своего выступления Олег Вьюгин, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Главные достижения
Факт может показаться странным, но он остается фактом: Эльвира Набиуллина, председатель Банка России, десять лет назад придерживалась довольно скептического подхода, когда заходила речь о создании мегарегулятора.
«Я была в партии сомневающихся, насторожено относилась к этой идее. С учетом того, что денежно-кредитная политика проводится ЦБ независимо, развитие финансового рынка требует очень плотного взаимодействия с правительством. В связи с этим независимость проведения денежно-кредитной политики могла пострадать. Плюс к этому, конечно, было боязно», – поделилась мыслями Набиуллина.
Десять лет назад Банк России объединил в себе ДКП, развитие регулирования всех секторов рынка и совершенствование рынка ценных бумаг, а также защиту прав потребителей, став настоящим первопроходцем в столь масштабной консолидации различных функций в одном органе, отметила глава ЦБ.
В качестве одних из главных достижений деятельности мегарегулятора Набиуллина указала переход к таргетированию инфляции и установление плавающего курса рубля, а также оздоровление финансового сектора в целом и развитие функции защиты прав инвесторов.
«Когда создавался мегарегулятор, рынок был против. Фондовый рынок и страховые компании привыкли, что ФСФР как бы есть, но ее как бы нет. Всем было очень хорошо, была большая вольница: делай, что хочешь. Все очень боялись, что все зажмут и воздуха не будет», – отметил в свою очередь Сергей Швецов, председатель наблюдательного совета Мосбиржи. Именно поэтому была создана система саморегулирования, призванная сбалансировать действия регулятора, которая позволила рынку реализовывать часть поведенческих историй под своим контролем.
Вызовы
Как уже было отмечено выше, Банк России совмещает себе очень много функций. Успешная реализация такого проекта – это большое достижение, но, как известно, большая ответственность предполагает и значительные риски.
«Конечно, у нас возникает вопрос разнонаправленности целей. Как делать выбор между конфликтующими целями? Для меня лично одним из сложных решений, где был конфликт целей, стала санация банковской системы за счет ЦБ, за счет эмиссии», – прокомментировала ситуацию Эльвира Набиуллина, акцентировав внимание на том, что во многих странах оздоровление банковской системы достигается при помощи бюджета.
Для справки: в 2017 году был внедрен механизм финансового оздоровления с участием ЦБ, который предусматривает оказание регулятором финансовой помощи кредитной организации, в том числе посредством приобретения акций, предоставления кредитов и размещения депозитов за счет денежных средств, составляющих фонд консолидации банковского сектора.
Еще один серьезный вызов, который стоит перед регулятором, заключается в возникновении конфликта инструментов. Зачастую возникают ситуации, в которых Банк России может прибегнуть к использованию инструментария одной политики для достижения целей другой. К примеру, речь может идти о применении макропруденциального регулирования к потребительским кредитам не для снижения доли рискованных заемщиков, а для замедления темпов роста потребительских кредитов без необходимости повышать ключевую ставку.
«На наш взгляд, это плохо. Мы не добьемся целей, если будем применять макропруденциальное регулирование вместо ключевой ставки. Политика будет непрозрачной, логика наших решений никому не будет понятна. Да, у нас возникают конфликтные ситуации, когда нужно находить баланс», – объясняет глава ЦБ.
ЦБ vs частные инвесторы
Одним из ключевых камней преткновения регулятора во взаимодействии с рынком является политика ЦБ в отношении защиты розничных инвесторов, которую часто характеризуют как закручивание гаек.
За последние годы российский фондовый рынок претерпел серьезную трансформацию и значительно вырос. Обычные граждане, которые в прошлом отдавали предпочтение банковским вкладам, начали проявлять активный интерес к инвестициям в ценные бумаги, на что не мог не отреагировать регулятор.
«Стали звучать предложения: "А зачем вы закручиваете гайки? Зачем вы защищаете права инвесторов? Мы только начали расти". У нас есть функция защиты прав потребителей. Инвестор должен понимать риски. Долгосрочно для развития рынка важно, чтобы инвестор не разочаровался», – делится мнением Набиуллина.
«Успешные рынки – жесткие рынки. Не бывает либеральных финансовых рынков. Либерализм порождает мошенничество. Примеров, которые опровергали бы это, нет. Основа стабильности и качества работы финансовых рынков заключается в жесткой защите слабой стороны», – согласился Сергей Швецов.
По словам эксперта, рынок всегда живет одним годом, в то время как регулятор старается выстраивать стратегию, исходя из более длительного горизонта. В этом и заключается конфликт: рынок стремится как можно больше заработать сегодня, в то время как задача Банка России заключается в выращивании доверия. Правильность стратегии ЦБ можно увидеть на реальном примере: судя по данным Швецова, в 2013 году счет физического лица в среднем существовал всего несколько месяцев, а по состоянию на сегодняшний момент время жизни счетов исчисляется годами.
Планы на будущее
«К сожалению, нам нужно постоянно поддерживать готовность к шоку. Запас прочности системы должен быть. Заботу о запасе прочности системы нужно брать с собой дальше», – отметила Набиуллина.
Одна из функций мегарегулятора – развитие рынка. Несмотря на сложные времена с большой долей неопределенности и быстроменяющимися условиями, ЦБ необходимо продолжать работать над долгосрочными целями.
По словам Набиуллиной, ключевой задачей для Банка России является обеспечение доверия инвесторов: «Мы очень ценим доверие, которое нам оказывается и очень боимся его растерять». Необходимо проводить понятную и прозрачную политику, а также находиться в партнерских отношениях с рынком, подытожила глава ЦБ.
Когда стоит продавать валюту
О перспективах рубля рассказал аналитик группы компаний «Монетаинвест» Роман Отливанчик трейдеру Андрею Верникову на YouTube-канале «Vernikov100 – инвестирование».
Отливанчик вспоминает, что весной 2023 года рубль слабел к доллару до 81,9 рубля. Ослабление рубля происходило на фоне продажи британо-нидерландским нефтегазовым концерном Shell 27,5% доли в проекте «Сахалин-2», «Новатэк» купил долю в проекте за 94,8 млрд рублей. Shell выводил из России средства в валюте.