Критические для развития российской экономики отрасли, основные приоритеты государства и бизнеса, важные аспекты для эффективного государственного управления и другие вопросы обсудили эксперты в рамках делового завтрака «Сбера» на Петербургском международном экономическом форуме.
2022 год оказался лучше ожиданий. Бизнес оперативно перестроил логистические цепочки и международные платежи, а государство поддержало спрос в экономике и быстро адаптировало правила к новым условиям.
Тем не менее внешняя среда остается турбулентной. Для устойчивого развития экономики требуется создание благоприятных условий для частных инвестиций и роста уровня жизни граждан. Перед государством и бизнесом стоят новые вызовы: предстоит выстроить новую архитектуру международной торговли, найти альтернативных поставщиков оборудования и программного обеспечения, сбалансировать потребности бюджета с задачами развития, а также адаптировать промышленную политику к новым условиям.
Если сравнить результаты консенсус-прогноза аналитиков по состоянию на конец 2022 года с реальной ситуацией, можно увидеть, что российская экономика оказалась намного более сильной, чем ожидали даже самые смелые в своих предположениях эксперты. Как отметил глава «Сбера» Герман Греф, в прошлом году российский ВВП сократился всего на 2,1%.
Представители бизнес подчеркивают, что в период турбулентности в российской экономике профессиональную и слаженную работу показало правительство страны, а также ЦБ. Сам бизнес также сыграл большую роль в обеспечении устойчивости экономики России, сумев быстро адаптироваться к новой реальности в виде перестройки логистических задач, переориентации экспортных потоков и замещению поставщиков, ушедших из страны.
«Главный удар был нацелен на финансовый сектор, и он пришелся по финансовому сектору. Банк России вовремя отреагировал целым рядом регуляторных изменений, снижением механизмов валютного контроля, повышением ставки, а затем ее снижением в самый правильный момент. Это все привело к созданию мягкого механизма внутри экономики, который компенсировал очень мощный удар», – отметил Греф.
На сегодняшний день перед российским правительством стоят следующие ключевые задачи: усиление национальной обороны и безопасности, снижение социального неравенства, развитие новой инфраструктуры, а также импортозамещение и технологическое развитие.
Возникает вопрос о том, какие направления в развитии экономики правительству необходимо поддерживать в первую очередь. Очевидно, что усиленное внимание со стороны государства должно быть направлено на наиболее мультипликативные отрасли, которые дают мощную налоговую базу, создают наибольшее количество рабочих мест и при этом служат драйвером развития других секторов экономики, подчеркнул Греф. К числу такие отраслей среди прочих можно отнести туризм, автопром и финансы.
Кроме того, существует ряд стратегических для страны отраслей, к примеру, космос, авиапромышленность, микроэлектроника и искусственный интеллект. Также не стоит забывать про важность развития инфраструктурных направлений, таких как информационные технологии, транспорт, связь, строительство и энергетика.
Основная приоритетная для развития отрасль – это, конечно же, туризм. Как отметил Герман Греф, туризм является ключевым драйвером развития российской экономики, в первую очередь малого и среднего бизнеса.
«Я вам скажу, что в честной борьбе туризм точно бы выиграл. На каждый вложенный рубль поддержки десять рублей готов в это направление приносить сам бизнес. На самом деле, туризм как сфера – это очень синтетическая вещь. Она объединяет 53 различных сферы и дает очень быстрый эффект», – отметил в свою очередь Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства РФ.
Вряд ли можно поспорить с тем, что развитие туризма способно дать толчок росту российской экономики. Тем не менее и здесь есть свои препятствия, требующие решения. Одним из самых больших негативных обстоятельств, тормозящих развитие туризма в России, является неразвитость инфраструктуры в некоторых регионах страны, которые выглядят потенциально привлекательными для массового туризма.
На сегодняшний день отрасль машиностроения занимает небольшую долю в российской экономике по сравнению с прошлыми периодами. Вопрос заключается в том, удастся ли стране не только вернуть автомобильной промышленности ведущую роль, но и вывести ее на новый уровень.
«Мы выжили, мы развиваемся, и ситуация на наших предприятия стабильна. Именно «Автоваз» и «Камаз» являются лакмусовыми бумажками отечественной промышленности. Тем не менее никто не рассчитывал, что шок будет таким глубоким и масштабным. Мы не были готовы к такой степени глубины технологического суверенитета, который от нас требует сегодняшняя жизнь», – прокомментировал ситуацию президент компании «Автоваз» Максим Соколов. При этом он добавил, что необходимость обеспечения тотальной локализации и импортозамещения лежит в основе дальнейшего развития бизнеса.
Опрос участников делового завтрака «Сбера» показал следующее: 58% респондентов разделяют мнение о том, что в предыдущее годы промышленная политика страны не достигла цели из-за неэффективной системы государственного управления.
«Что мы сделали за десять лет, чтобы изменился деловой климат в стране? Мы блестяще научились изображать деятельность. Когда у кого-то температура, и она нам не нравится, мы берем градусник и об стенку хлобысь. И температура, естественно, исчезает. Когда мы говорим о государственном управлении, мы говорим о системе контроля. Но система контроля – это не система государственного управления. Главное – это понимание цели. Чего мы хотим? Мы все время говорим о новой экономической модели, но кто-нибудь сказал, что это за модель? Вместо этого мы говорим, что прошли этот год лучше, чем ожидали. Это не вдохновляет», – заявил депутат Госдумы Андрей Макаров.
По его словам, представители бизнеса в текущих условиях вынуждены ориентироваться на то, кто быстрее «добежит» до государственной поддержки. Созданные условия депутат охарактеризовал как своеобразную забаву в советском доме отдыха под названием «бег в мешках»: побеждает не тот, кто лучше бегает, а тот, кто лучше бегает в мешках.
«Мы чемпионы мира не только по тем санкциями, которые наложили на Россию. Мы чемпионы мира по тем санкциям, которые накладываем на собственных граждан», – подытожил Макаров, акцентировав внимание на том, что в настоящее время «трудно найти тему, на которую можно говорить, ничего не боясь».
Как происходит структурная трансформация российской экономики
Неизбежность структурной трансформации экономики как российской, так и мировой обсудили эксперты на дискуссии в рамках Петербургского международного экономического форума.
Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров замечает, что структурная трансформация стала неизбежной в значимых экономиках мира. Более того, трансформируется глобальная экономика. Эти процессы влияют на экономику России: происходит фундаментальная смена цепочек производства, поставок товаров и систем расчета. Интеграция мировой экономики сменяется фрагментацией. По прогнозам Международного валютного фонда, ущерб от фрагментации может быть от 0,2% до 7% мирового ВВП.