Экспертиза / Financial One

Какими проблемами обернулась частичная мобилизация для финансовых компаний

Какими проблемами обернулась частичная мобилизация для финансовых компаний
4977

В конце прошлого месяца президент России Владимир Путин объявил о начале частичной мобилизации. Новость стала шоком для многих: появилось бесчисленное количество вопросов, ответов на которые пока что так и не удается получить. 

Проблем не удалось избежать и важнейшим финансовым организациям, обеспечивающим стабильность экономики страны.

В частности, финансовые организации сталкиваются с регуляторными рисками, связанными с невозможностью соблюдения требований регулирования как по наличию определенных сотрудников, так и по обеспечению некоторых процессов. Ситуация осложняется еще и тем, что многие работники финансовой отрасли – к примеру, контролеры – должны соответствовать требованиям по квалификации и деловой репутации, что осложняет их замену.

В этой связи у финансовых организаций возникают вопросы о применимости исключений из мобилизации, предусмотренных решением Министерства обороны для сотрудников организаций финансового сектора, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение.

Прояснить ситуацию постаралась глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она сообщила, что к сотрудникам финансовой сферы, которые не подлежат мобилизации, относятся специалисты финансовых организаций, отвечающие за критическую инфраструктуру, платежи и расчеты, инкассацию, функционирование и защиту информационных систем, работники дежурных смен и специалисты, работающие с населением и предприятиями.

Вместе с тем, даже несмотря на дополнительные разъяснения, до сих пор неясно, сотрудники каких именно финансовых организаций попадают под исключения, а также касаются ли данные исключения всех работников финансовых организаций или же только некоторых из них.

Представители СРО «МиР», в частности, направили письма в Минобороны и Банк России с просьбой прояснить ситуацию. Саморегулируемая организация обратила внимание на то, что в случае мобилизации сотрудников МФО неизбежно столкнутся с дефицитом узкоспециализированных кадров, замену которых обеспечить в короткие сроки просто невозможно

«СРО «МиР», как объединение значительного количества участников рынка финансовых услуг, просит пояснить, распространяется или нет действие решения Минобороны РФ на соответствующих специалистов микрофинансовых организаций и могут ли они направить списки таких сотрудников в Генеральный штаб ВС РФ в целях непривлечения их на военную службу в рамках частичной мобилизации?» – пишут представители саморегулируемой организации.

Озабоченность по поводу происходящего разделяют и другие участники рынка. «Вопросов по этой тематике много, но я не думаю, что они будут услышаны, потому что сейчас задачи другие», – поделился своими переживаниями Илья Мороз, и.о. гендиректора НП «Совет по товарным рынкам».

Инвестиционно-финансовая компания «Солид» уже направила в Банк России запрос на предоставление брони для ряда ценных сотрудников, но в итоге получила отказ, сообщил эксперт.

У каждого предприятия, которое создает рабочие места и платит налоги, – неважно, идет ли речь об IT-компании или об оборонной промышленности – существует костяк сотрудников, обеспечивающих его жизнедеятельность. «Я руковожу предприятием, но чисто теоретически попадаю по критериям под мобилизацию. Мне придет повестка, я пойду. И дальше что?» – задается вопросом Мороз. Эксперт считает, что будет правильно предоставить бронь на ключевых сотрудников каждому действующему предприятию, которое платит налоги.

«Предложение могло бы заключаться в том, чтобы уделять больше внимания защите кадрового состава средних и малых финансовых компаний. Сохранение конкуренции на финансовом рынке является ключевым фактором не только для его развития, но также и для защиты интересов инвесторов», – поделился в свою очередь взглядом на ситуацию глава НАУФОР Алексей Тимофеев.

Такую точку зрения разделяет и президент СРО НФА Василий Заблоцкий. «Основной запрос участников рынка в текущих условиях заключается в том, чтобы сохранить кадры для обеспечения бесперебойного функционирования финансового рынка и его инфраструктуры, так как от этого зависит благополучие миллионов клиентов, как частных, так и корпоративных, имеющих системообразующее значение для экономики страны, а также предоставление информации, на базе которой функционирует финансовый рынок. Для уже мобилизованных сотрудников и их семей необходимы меры поддержки», – считает эксперт.

«Было много разговоров о том, как сохранить ключевых специалистов, как избежать остановки бизнеса. Ведь мы, как и банки, кредитуем людей. Сейчас речь о том, что если [мобилизованные граждане] погибнут, то все будет списано. А за счет чего мы это все будем списывать? – поделился своим мнением Сергей Эрлик, первый вице-президент СРО НАПФ. – Можно много говорить об айтишниках как о ключевых специалистах, но если у рынка не будет клиентов, то этот рынок станет никому не нужен».

Также эксперт подчеркнул необходимость создания центра, куда будет стекаться вся информация от бизнес-структур. Эрлик считает, что в каждой бизнес-структуре финансового рынка нужно назначить ключевого сотрудника по взаимодействию с данным центром, который, в свою очередь, должен стать главным звеном по взаимодействию с ЦБ и другими структурами.

Вопросы к регулятору есть и у ПАРТАД. «Многие профучастники, относящиеся к инфраструктуре, сформировали и подали в ЦБ списки для брони. Очевидно, ЦБ являлся неким первоначальным фильтром перед последующей отправкой списков в военное ведомство», – пишет Петр Лансков.

«Перечень сотрудников профучастников меняется (кто-то уходит из компании, кто-то в компанию приходит, причем на те самые позиции, которые должны обеспечивать устойчивость, работу с предприятиями и населением и т.п.). Механизмы внесения изменений в списки неясны, кажется, их просто нет, они не описаны. Как решается вопрос относительно выбывших из организации сотрудников и, главное, принятых на работу новых сотрудников? Это, по большей части, вопрос технический, но он не урегулирован», – комментирует ситуацию эксперт.

«Ну и по существу: покинувший организацию сотрудник теряет бронь? А вновь принятый сотрудник приобретает право на бронь? Сразу или по истечении какого-то периода работы в организации?» – добавил он.

Есть ли очередность в мобилизации, как вручают повестки, можно ли уехать из страны – на вопросы отвечает юрист

Заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов ответил на актуальные вопросы, касающиеся мобилизации, отсрочки и освобождения от призыва.

В конце прошлого месяца в России было объявлено о начале частичной мобилизации. Для многих новость стала шоком, появилось бесконечное число вопросов и страхов, связанных с непониманием происходящего. Дошло и до того, что некоторые граждане приняли решение уехать из страны.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи