Мы живем в уникальное время с точки зрения финансовых перемен. О том, что происходит сегодня, через несколько лет напишут в учебниках по экономике и снимут фильмы.
Колоссальные финансовые перекосы в мире не перестают удивлять и полностью переворачивают заложенное до кризиса понимание, что и как должно оцениваться. Все безопасные инструменты и активы, будь то валюта, золото, облигации, депозиты или недвижимость, уже показали себя с неожиданной стороны и в будущем сделают это еще не раз.
Исторические представления о безрисковых активах на ближайшие пять лет можно просто отбросить, так как таковых по просту не останется. Раньше под ними понимались инструменты с конкретным сроком вложения и известной доходностью. Но сегодня любой инструмент может совершить такой пируэт, которому позавидовала бы сама Анастасия Волочкова. А российскому гражданину, которому есть что сберегать, плюс ко всему придется мириться с непредсказуемостью рубля, что неприятно вдвойне. Если пройтись по конкретным инструментам, то валютные войны между центробанками всего мира за последние несколько лет всерьез отразились на инвесторах в таких валютах, как швейцарский франк и японская иена. Не приносят доходов и доллары с евро. Золото стало суперволатильным инструментом, который может за месяц легко упасть или вырасти на 20%. Что и неудивительно, так как оно давно превратилось из объекта сбережений в дериватив для спекуляций.
Летняя суета вокруг американских облигаций также ударила по инвесторам всего мира, из-за чего те потеряли около $300 млрд. Этот год еще раз доказал, что депозиты — это абсолютно конъюнктурный продукт, который в случае заварушки оставит инвестора с убытком. Правительства любых стран, несмотря на наличие систем страхования, готовы запустить свои лапы в сбережения инвесторов или просто отказаться выплачивать их в полном размере. Не думаю, что российские чиновники окажутся лучше кипрских, так как людям свойственно защищать свои собственные интересы.
Недвижимость также не дает гарантии спокойствия. Об этом не понаслышке знают россияне, купившие «супердоходные» квадратные метры в Болгарии, Эмиратах, Испании, Кипре, а кто-то до гражданской войны и в Египте. Некоторые предлагаемые в кризис проекты рухнули в два раза, а местные правительства и чиновники придумывают, как бы еще заработать на таких инвесторах. Если российское правительство не придумает механизм финансирования ипотеки, рано или поздно что-то подобное произойдет и в Московском регионе, так как очевидно, что с точки зрения качества жизни ситуация в столице не улучшается.
Сложилась парадоксальная ситуация: в экономиках развитых и развивающихся странах осталось очень мало безрисковых активов с ненулевой доходностью. Это заставляет инвесторов всего мира предпочесть риск и высокодоходные активы. Возможно, что-то подобное мы будем наблюдать и в России.