Market Vectors / Financial One

Лишний вес

Лишний вес Фото: businessinsider.com
3590

Почему многомиллиардный бизнес «похудел» в 20 раз за четыре года.

Акции американской компании Weight Watchers International (NYSE: WTW) с начала июля подешевели на 17%, с начала 2015 года - на 84%, а по сравнению с максимумами, достигнутыми в 2011 году, цена акций упала в 20 раз. Капитализация WWI, составлявшая миллиарды долларов, сжалась до $227 млн, что равняется всего лишь двум прошлогодним прибылям. С когда-то весьма успешной компанией произошла одна из самых больших неприятностей, что может случиться с бизнесом: она отстала от времени и не смогла вписаться в новую реальность.

Weight Watchers имеет почти культовый статус в США, но не очень известна за пределами англоязычного мира. Компания была основана в 1963 году нью-йоркской домохозяйкой Джин Найдич, страдавшей от лишнего веса, но сумевшей сильно похудеть, используя особую диету. Джин решила создать своего рода клубы для полных женщин, где они могли бы поддерживать друг друга в борьбе с лишним весом, обмениваться информацией о диетах и получать рекомендации работников компании. Со временем сеть таких клубов с платным членством превратилась в большой бизнес: компания продвигала через них персонализированные «планы потери веса», за которые участницы собраний платили деньги, а также продукты, сборники упражнений, книги рецептов и прочие сопутствующие товары.

В 1978 году WWI была выкуплена у основательницы и первых инвесторов компанией H.J.Heinz Company, которая использовала уже широко известный на тот момент бренд для продажи своих продуктов. В 1999 году контроль в WWI за $224 млн собственных денег и $511 млн долга получила группа Artal, превратившая сервис в сверхприбыльную «дойную корову» за счет IPO, дивидендов и серии байбэков, в том числе на заемные средства. Сегодня у Weight Watchers $2 млрд долгосрочных долгов, нулевая прибыль и печальные перспективы, зато Artal за время владения компанией выручила порядка $4 млрд наличными и сохранила контрольный пакет акций.

Проблемы у WWI начались с развитием рынка смартфонов и мобильных приложений, помогающих контролировать потребление еды, стимулирующих заниматься спортом и часто бесплатно предлагающих создать собственный «план по снижению веса». Женщинам, считающим, что у них есть проблемы с лишними килограммами, больше не надо ходить на собрания «групп поддержки», платить деньги за информацию и консультации - и общение, и советы есть в интернете, а «здоровые» продукты, продвигавшиеся WWI, теперь продаются едва ли не в каждом супермаркете.

Компания не успела занять значимое место на новом рынке и не смогла радикально перестроить деятельность, чтобы соответствовать новым реалиям. Начала падать выручка, за ней и прибыль. В 2011 году WWI заработала $304,9 млн, в 2012-м - $257,4 млн, в 2013-м - $204,7 млн, прошлый год принес лишь $117,8 млн прибыли. Наконец, первый квартал 2015 года стал убыточным - минус $5,4 млн, и каких-либо изменений в сложившемся тренде не видно.

Кроме проблем в бизнесе Weight Watchers испытывает давление и на бирже: столь уверенное многомесячное движение котировок акций вниз привлекло внимание игроков на понижение. На текущий момент порядка 20% акций WWI проданы «в шорт». С другой стороны, любая сильная положительная новость (например, продажа контроля в компании за хорошие деньги конкуренту) может вызвать быстрое закрытие коротких позиций и вынос цены акций вверх.

Инвесторы, покупающие сейчас бумаги Weight Watchers, могут рассчитывать еще на один положительный фактор - репутацию контролирующего акционера. Если Artal до сих пор не избавился от своего пакета, возможно, его менеджеры что-то знают или имеют вполне определенные планы. Дело в том, что Artal - далеко не обычный инвестор, а очень мощная глобальная структура, проворачивающая головокружительные по объемам и прибыльности сделки.

Напомним, в 1999 году WWI была приобретена малоизвестным инвестиционным фондом Invus (за которым стоит инвестгруппа Artal) за $735 млн, из которых $511 млн составил долг, взятый ради этой сделки самой компанией. В 2001 году Artal вывел «анонимных толстушек» на биржу, полностью окупив свои расходы, и начал постепенно продавать акции, попутно получая дивиденды.

За 14 лет после IPO ключевой инвестор Weight Watchers положил в карман в общей сложности порядка $4 млрд, сохранив за собой контрольный пакет. Иначе говоря, потратив в 1999 году $224 млн, Artal к настоящему моменту выручил от этой сделки почти в 18 раз больше вложенного - и продолжает контролировать бизнес.

За столь успешные инвестиции отвечает не слишком известный управляющий фондом Invus 60-летний Реймонд Деббэйн - финансист ливанского происхождения, работавший в начале 1980-х в Париже, а в 1985 году открывший инвестиционную компанию в Нью-Йорке. В открытом доступе о нем практически нет информации, кроме официальной биографии, что как минимум удивительно, учитывая многомиллиардный масштаб его операций.

Впрочем, Деббэйн - лишь менеджер, нанятый для управления американскими активами группы Artal. Сама же группа, формально базирующаяся в Люксембурге, представляет интересы бельгийской семьи Витток, разбогатевшей в XIX веке на производстве сахара и алкоголя, а в конце XX века создавшей глобальную хлебно-кондитерскую империю.

Сейчас сложно прогнозировать, как выйдет из нынешнего сложного положения Weight Watchers International. Логичным решением была бы продажа компании или фактически бесплатная передача новому владельцу в обмен на обслуживание ее долгов. Но не исключен и вариант банкротства - убытки не позволят WWI возвращать миллиардные кредиты. Наконец, оптимисты могут рассчитывать на чудо, которое произойдет, если компания сможет по-новому использовать накопившийся за более чем 50 лет опыт работы со страдающими от лишнего веса людьми. 





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи