Market Vectors / Financial One

Куда уходят Treasuries

Куда уходят Treasuries Фото: washingtonpost.com
4623
Выйдя из числа ключевых держателей US Treasuries, Россия продолжает сокращать свои позиции в американских долговых бумагах. Однако если страна выводит деньги из этих активов, куда же она их вкладывает? Одни предполагают, что они переводятся в золото, другие – что «съедаются» бюджетом или вообще выведены лишь номинально, и страна продолжает держать казначейские облигации через посредника.

Объем американских долговых госбумаг, принадлежащих России, снижается на протяжении многих месяцев. В 2014 году РФ продала «трежерис» на $52,6 млрд (почти 38% своего пакета), причем особенно заметные сокращения были зафиксированы в марте и декабре. В этом году страна несущественно пополнила резервы гособлигаций США лишь в марте, после чего продолжила распродажу. Как свидетельствуют последние данные американского Казначейства, в апреле принадлежащий России портфель гособлигаций США сократился еще на $3,4 млрд и составил $66,5 млрд.

В чем причина такой динамики? Ведь на сегодняшний день американские госбонды – один из наиболее ликвидных и надежных инструментов, используемых для поддержки финансовых систем многих стран. Эксперты, опрошенные Financial One, высказали возможные версии происходящего.

Активы-альтернативы

Одна из самых обсуждаемых версий заключается в том, что Россия последовательно сокращает присутствие в американских долговых инструментах, одновременно наращивая объемы в альтернативных активах, в частности – золоте. «На текущий момент Россия выступает одним из крупнейших продавцов американских долговых бумаг и одновременно – одним из крупнейших покупателей золота», – комментирует ситуацию директор управления по инвестициям ИК «Энергокапитал» Дмитрий Шагардин. По мнению эксперта, это может говорить о процессе диверсификации активов. Дмитрий Дудкин, руководитель дирекции анализа долговых инструментов «УРАЛСИБ Кэпитал», воспринял такую перспективу с сомнением: «На рынке присутствует общий тренд сокращения долларовых резервов. Однако проблема состоит в том, что большого количества альтернатив US Treasuries у нас нет. Европейские бумаги ранее вообще торговались с отрицательной доходностью. Сейчас ситуация чуть лучше, но качество этих бумаг ниже, чем американских».

Игра с ФРС

Текущее сокращение Treasuries может быть вызвано также опасениями повышения ключевой ставки США, предполагает Дмитрий Дудкин. «Если к тому моменту мы будем находиться в длинных долларовых бумагах, то потенциально можем понести существенные потери. То есть наши действия можно объяснить нежеланием подпасть под теоретическую распродажу, хотя она, по моему мнению, не состоится. Либо вариантом тактической игры: продать Treasuries и держать деньги на банковских счетах, чтобы затем вновь вложить, но уже в расчете на другую доходность», – считает эксперт.

Многострадальный Резервный фонд

Сокращение присутствия в гособлигациях США также может быть следствием передвижения ресурсов внутри российских финансовых институтов. «Практически все активы, которые Россия держит в US Treasuries, связаны с резервами – либо резервами Минфина, либо золотовалютными резервами ЦБ в целом. Поэтому, сократив золотовалютные резервы, мы сократили и объем бумаг. Валюта была использована на интервенции Центробанка». – комментирует Егор Сусин, главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка.

По мнению эксперта, то сокращение, которое мы сейчас наблюдаем, связано с использованием Резервного фонда. «Те активы, которые есть у Минфина, в том числе в US Treasuries, будут распродаваться, и из полученных средств будет финансироваться дефицит государственного бюджета, – рассуждает Сусин. – Таким образом, за два года Резервный фонд будет растрачен, что существенно сократит активы, которые Минфин держит в Treasuries. То есть это не столько перемещение активов, сколько их общее снижение».

Важный момент заключается в том, что в длинных облигациях Казначейства США деньги держит не Центробанк, для которого большую ценность представляют ликвидные активы, а Минфин, сосредоточенный на сберегательных активах. «Посмотрим на ситуацию с точки зрения структуры российских резервов – это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, принадлежащий Минфину. Когда Минфин распродает свои резервы, деньги переходят в резервы Центробанка. При этом ЦБ не нужны долгосрочные бумаги, он использует валюту в иных целях: может купить краткосрочные бумаги США, а может – наличную валюту, как мы убедились в начале этого года», – рассуждает эксперт.

Защита от санкций и бельгийский след

Если говорить о сокращении американских облигаций в российском портфеле за последние полтора года, нельзя не вспомнить об украинском кризисе и проблеме санкций. В целом, эксперты сдержанно оценивают влияние геополитики на динамику US Treasuries. «В 2014 году была попытка спасти резервы от потенциального украинского кризиса. В случае эскалации конфликта с США российские долларовые активы теоретически могут быть арестованы. Однако этот порыв, возникший в середине года, продлился буквально пару месяцев и в какой-то момент остановился», – комментирует Дмитрий Дудкин. «Объемные продажи Treasuries действительно совпали по времени с украинской ситуацией, однако я не назвал бы ее влияние определяющим», – добавляет Шагардин.

В то же время возможные попытки РФ защитить свои активы не стоит сбрасывать со счетов, отмечает эксперт. В частности, в начале 2014 года объемные продажи Treasuries российской стороной совпали со столь же крупными их покупками со стороны Бельгии. «Тогда активно обсуждалось предположение о том, что мы перевели свои бумаги из американских депозитариев в бельгийские, чтобы защитить их от возможных санкций и блокировки на территории США. То есть официально как Россия мы резко снизили присутствие в этих инструментах, но на самом деле просто сменили место хранения», – отмечает Шагардин.

История с Бельгией действительно примечательна. В апреле издание Financial Times опубликовало данные Казначейства США, согласно которым в феврале Бельгия нарастила присутствие на американском долговом рынке на $30,9 млрд, доведя свою долю до $341,2 млрд. При этом еще в августе 2013 года страна владела гособлигациями США всего на $160 млрд. То есть страна с ВВП объемом $484 млрд стала третьим после Китая и Японии держателем американского долга.

Это вызвало бурные обсуждения среди западных экспертов и трейдеров. Одно из ключевых предположений заключалось в том, что американские долговые бумаги покупают другие страны, использующие Брюссель и расположенный в стране депозитарий Euroclear в качестве финансового центра. Основным «подозреваемым» как раз и стала Россия, столкнувшаяся с украинским кризисом. Предполагалось, что страна переместила свои долговые активы в другой депозитарий, опасаясь их заморозки в США.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи