Lifestyle / Financial One

Клим Жуков про историческую основу романа «Мастер и Маргарита»

5978

Историческую основу событий романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», а также антирелигиозную пропаганду обсудили с историком Климом Жуковым.

По словам Жукова, роман «Мастер и Маргарита» стал первым городским фэнтези, опередив серию романов о Гарри Поттере британской писательницы Джоан Роулинг и цикл романов «Тайный город» Вадима Панова. Таким образом, Булгаков стал родоначальником жанра.

Отец писателя Афанасий Булгаков был профессором Киевской духовной академии. Это дает основание полагать, что в детстве писатель читал религиозную литературу и познавал библейскую историю. Тем не менее, историк считает, что в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков намеренно фальсифицирует библейские мотивы в мире Ершалаима – прообразе Иерусалима.

«Если речь о конце I века до н. э. – начале I века н. э., то частью Палестины не управлял прокуратор. Ею управлял префект. И мы точно знаем, что Понтий Пилат, вполне себе историческое лицо, был префектом. Теперь мы это знаем уже на 100% ровно потому, что подоспела археологическая эпиграфика, есть обращение к Понтию Пилату как к Prefectus Pontius Pilatus», – поясняет эксперт.

Кроме того, римский чиновник не проживал в Иерусалиме, а лишь иногда посещал этот город. Местом жизни была Кейсария. Иерусалим стал центром римского присутствия после Иудейской войны, которая завершилась в 70-х годах, и восстания Симона Бар-Кохбы в 132–135 годах. Также в те времена было сложно представить переговоры прокуратора с синедрионом из-за высокого статуса правителя.

По словам историка, охраной синедриона в храме занималась храмовая стража, которая охраняла правопорядок в Ершалаиме. Эта задача не входила в список обязанностей прокуратора Иудеи, как показано в романе.

Антирелигиозная пропаганда

Жуков подчеркивает, что СССР – время критики библейских текстов и истории. К концу XIX века – началу XX века сложилось две школы: аналитическая и мифологическая. Аналитическая школа считала, что христианство имеет основателя. Правда, этот человек может быть описан в евангелиях предвзято, а может быть, основателей было и несколько.

Мифологическая школа заявляла, что Иисуса Христа как исторической личности не существовало, поэтому к нему надо относиться как к мифу. В романе Булгакова представителем этой школы является Михаил Берлиоз, об этом можно судить по высказываниям героя в первой главе. Как говорит историк, писателю были омерзительны антирелигиозные настроения, царившие в СССР. Неудивительно, что Берлиоз погибает вскоре после разговора с Воландом о религии.

Экранизация романа

Премьера нового фильма по мотивам романа «Мастер и Маргарита» состоялась 25 января 2024 года. До этого произведение экранизировали несколько раз. Так, после удачной экранизации повести «Собачье сердце», написанной Булгаковым, кинорежиссер Владимир Бортко решил попытать удачу с экранизацией «Мастера и Маргариты», однако повторить триумф не удалось.

«“Собачье сердце” – это именно пьеса (повесть – прим. ред.), и она очень камерная. Там мало людей задействовано одновременно, в лобовую подходить к этому можно. А вот к “Мастеру и Маргарите” никак нельзя, потому что уж больно большой масштаб. Там огромное количество разных красивостей, психологизма и прочего. А киноповествование имеет свой язык и напрямую литературным быть не может», – говорит эксперт.

По мнению Жукова, нет ни одной достойной экранизации романа «Мастер и Маргарита».

Что скрыто в «Мастере и Маргарите» за образами Воланда, кота Бегемота, Маргариты

Воланда, черных котов, ведьм и прочую нечисть из «Мастера и Маргариты» Булгакова обсудили с историком Ксенией Чепиковой.

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Для начала поговорим о Воланде. Выглядеть он мог, как угодно, но вообще иностранец – это чисто булгаковская фишка, возникшая из особенности советской действительности тридцатых годов. Роман писался в эпоху напряженных международных отношений. Капиталистический мир считался врагом, а приезд иностранцев контролировался государством – об этом есть в начале романа. Многие готовы были подозревать в иностранцах шпионов. Иностранец – это что-то чужое, принципиально иной природы, загадочное, потенциально враждебное. Такова концепция Булгакова.

Изображать дьявола люди начали примерно в одиннадцатом веке, обычно в виде смешанного существа, в котором соединены разные морфологические признаки. То есть очертания фигуры человеческие, но есть шерсть, копыта, рога, когти, чешуя, хвост, как у амфибии, и крылья. Все видели эти картинки в интернете. Это означало, что таким образом он поганит все, созданное Господом, нарушает установленные формы существования.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи