Торги акциями Ferrari (тикер RACE) стартовали на Нью-Йоркской фондовой бирже 21 октября с отметки в $60. С тех пор стоимость компании практически непрерывно падала, и 11 февраля ее бумаги показали локальный минимум в $31,66.
Капитализация легендарного автопроизводителя, IPO которого ждал весь мир, за квартал упала почти вдвое.
Инвесторы пока что не видят причин для серьезного роста котировок, поскольку возможные драйверы для этого не совсем ясны. Что не так с бизнесом Ferrari?
ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Легендарная итальянская компания является жертвой собственной философии, которая не подразумевает конвейерное производство болидов. На покупку каждой машины стоит очередь на месяцы вперед, и в планы предприятия не входит кратный рост числа выпускаемых машин.
Согласно отчетности, по итогам 2015 года было выпущено 7664 авто, что на 5,6% больше, чем годом ранее (7255 машин). Ferrari собирается увеличить отгрузку лишь до 7900 штук по итогам этого года (и до 9000 машин к концу 2019-го), то есть о кратном росте говорить не приходится.
Интернет-ресурс Market Realist в своем обзоре, посвященном автопроизводителю, также отметил серьезную зависимость компании от выпуска лимитированных спорткаров. Например, по итогам 2014 года выручка Ferrari подскочила на 18,3%, в то время как физическая поставка машин подросла всего лишь на 1,8%. «Кассу» в тот год сделала ограниченная серия гибрида LaFerrari, за который клиенты выкладывали по $1,1 млн. Столь серьезные перекосы в денежных потоках, создаваемые лимитированными сериями, делают прогноз по будущей выручке предприятия крайне проблематичным, пишет Market Realist.
КИТАЙСКИЙ ФАКТОР
Поднебесная сейчас является крупнейшим авторынком в мире, однако у компании до сих пор нет внятной стратегии экспансии на этом, безусловно, перспективном для себя направлении. Например, по итогам 2015 года поставки машин в Большой Китай (материковая часть, Гонконг, Макао и Тайвань) упали на 10%. Причем если в Гонконге и на Тайване продажи выросли на 22%, то материковый Китай показал просадку на 22%.
Региональная структура продаж Ferrari
В то же время не стоит забывать, что эта азиатская страна сейчас далеко не главный рынок сбыта для Ferrari – на нее приходится всего лишь 5% продаж. Однако очевидно, что если функционеры не смогут вплотную заняться экспансией в этом регионе, то для акций вряд ли появится серьезный драйвер роста.
ПЕРСПЕКТИВЫ
По оценкам компании, в текущем году ее выручка составит $3,2 млрд против $2,9 млрд в 2015-м. Рост ожидается в пределах 1,6%, что ниже ожиданий аналитиков. В Ferrari это объясняют двумя факторами: сменой движка у машин с V12 на C8 (это удешевляет стоимость авто) и прекращение выпуска серии LaFerrari в I квартале. В то же время поддержать доходы должен новый лимитированный болид F12tdfs.
Производитель также возлагает надежды на удачное выступление команды Scuderia Ferrari в гонках Формулы 1. В прошлом году конюшня заняла второе место в итоговом зачете после Mercedes, но последние громкие победы итальянцев прогремели много лет назад.
Если гонщики команды смогут завоевать несколько титулов, это позитивно скажется на общем имидже компании, и тогда энергия вставшего на дыбы черного жеребца, который является символом Ferrari, быстро передастся инвесторам.
Оценки финансовых показателей Ferrari
Сдерживающие факторы:
- Слабая стратегия по экспансии в Китае;
- Зависимость от лимитированных выпусков;
- Ограниченное производство.
Источники роста:
- Лимитированный болид F12tdfs;
- Доходы от брендированных товаров;
- Успешное выступление пилотов конюшни Scuderia Ferrari в гонках Формулы 1.
Согласно ресурсу finviz.com, последняя оценка компании была произведена 3 февраля банком UBS, который посоветовал покупать акции Ferrari с целевой ценой в $48 (вместо $52, указанных ранее), что соответствует потенциалу роста в 40%.
На Санкт-Петербургской бирже торгуются акции не только Ferrari, но и других самых известных и успешных мировых корпораций: Coca-Cola, McDonald’s, Starbucks, Tesla, Facebook, Yahoo и т.д. Сделки по ним заключаются в долларах, что очень выгодно для инвестора: он застрахован от девальвации рубля и имеет возможность зарабатывать в валюте – причем не только на росте или падении котировок бумаг, но и на выплачиваемых ими дивидендах. Доступ к Санкт-Петербургской бирже предоставляют все крупные российские брокеры.