Lifestyle / Financial One

Как относились к Михаилу Ломоносову иностранные ученые

Как относились к Михаилу Ломоносову иностранные ученые
6112

Отношение к Михаилу Ломоносову со стороны иностранных ученых обсудили с историком Ксенией Чепиковой. Беседа состоялась в поддержку фестиваля «Цифровая история», который будет проходить 25 и 26 марта в Москве.

Образ Русского государства и Российской империи

Михаил Ломоносов (1711–1765) был современником Петра I (1672–1725) и переживал петровские преобразования, которые были удивительны не только для населения российского государства, но и для жителей западных стран. 

Чепикова отмечает, что Европа была знакома с Россией до правления Петра Великого. Так, при правлении Ивана III (1440–1505) на Русь приезжали иностранные врачи, архитекторы, оружейники, военные. 

При царствовании Ивана Грозного (1530–1584) дипломаты свободно ездили в европейские страны с дипломатическими целями. Помимо дипломатов, свободно ездили заграницу купцы. В отличие от дипломатов их их меньше контролировали власти.

«Далее Петр – Великое посольство, то есть это 1698 год. Это было, конечно, событие удивительное и беспрецедентное. Не сам факт посольства, а что поехал инкогнито правящий царь. Поведение Петра выходило за всякие рамки. И Европу он (Петр I – прим. ред.) просто поразил – об этой поездке ходили легенды еще много-много лет», – рассказывает историк. 

Европейцам льстило, что российский царь стремился перенять опыт и модернизировать страну на европейский лад. По этой причине на протяжении первой половины XVIII века, особенно после победы в Северной войне, в Европе существовал идеализированный образ Российской империи, который открывал новые рынки, политические и военные возможности для сотрудничества.

В 1736 году Ломоносова отправили в Европу изучать металлургию, горное дело и физику, чтобы создать кадры для освоения природных ресурсов Урала. В то время в европейских странах образ Российской империи был двояким: с одной стороны, она воспринималась как диковатая страна, перенимающая европейскую культуру, с другой стороны, государство ассоциировалось с большими возможностями. В Петербурге талантливым людям, не имеющим привилегированного происхождения, было проще достичь успеха. Например, историк Герхард Фридрих Миллер (1705–1783) переехал в Российскую империю в 20 лет и стал профессором истории в возрасте 25 лет, получил средства на издание журнала.

Развитие науки

В 1724 году была создана Академия наук по распоряжению Петра I, куда пригласили работать иностранных профессоров. Вместе с Ломоносовым в Российской империи начали появляться талантливые ученые, обученные западными специалистами. Европейцы знакомились с трудами российских ученых через научные журналы. 

«Научные качества работ российских ученых под сомнение никто не ставил, насколько мне известно. В качестве примера можно привести работы Ломоносова по химии, физике – это молекулярно-кинетическая теория тепла. Он изучал потоки воздуха в атмосфере, то есть он сделал довольно много открытий по тем временам. <…> Ломоносов правильно понял и объяснил природу северного сияния», – говорит Чепикова.

Открытия Ломоносова были связаны с астрономией, геологией, физикой, химией. В западных странах его знали не только как ученого, но и как литератора. Ломоносов умел хорошо себя подать в обществе. Его научные работы переводились на латынь, чтобы европейские ученые могли с ними ознакомиться. 

В свою очередь Ломоносов переводил на русский язык термины из разных областей науки. Например, благодаря ученому в русском языке появились слова «айсберг» и «атмосфера». Терминологией пользовались другие ученые, которые способствовали развитию русскоязычной научной традиции. Ломоносов побуждал коллег из Академии наук, знающих русский язык, читать лекции на русском.

В 1755 году был основан Московский университет. С этого времени начало увеличиваться количество профессоров, читающих лекции на русском языке, и студентов, способных воспринимать информацию на этом языке.

Как матросы помогли большевикам прийти к власти

Поговорили о роли матросов в революции с доктором исторических наук Кириллом Борисовичем Назаренко. Беседа состоялась в поддержку фестиваля «Цифровая история», который пройдет 25–26 марта в Москве.

В начале XX века в Российской империи оставались пережитки феодального строя: сохранялись жесткая сословная структура общества и неравномерное развитие регионов. Первые успехи в борьбе с абсолютизмом появились в ходе первой русской революции. 6 августа 1905 года Николай II подписал манифест об учреждении Государственной Думы. Орган власти действовал лишь формально, фактически власть была сосредоточена в руках императора. По объему абсолютизма Российская империя была сопоставима с Японией, в европейских монархиях к тому моменту подобного уровня абсолютизма не было.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи