Сообщество новых биржевых терминалов для обычных граждан пополнилось приложением «Тезис». Почему его основатели считают «Яндекс.Маркет» ближайшим аналогом своему детищу?
«На последних восьми конференциях, где я был, говорилось, что фондовый рынок спасут налоговые льготы, увеличение порога вложений на ИИC или запрет на форекс-брокеров. В финансовом секторе все почему-то думают, что придет кто-то извне и все наладит, – рассуждает экс-управляющий директор инвестбанка БКС Дмитрий Фирсов (на фото). – Я не сомневаюсь, что если это сделать, эффект будет. Но гораздо правильнее начать с себя и сделать продукт, который клиент захочет купить».
До создания собственного решения Фирсов 10 лет проработал на фондовом рынке, развивая бизнес-подразделения в «Тройке Диалог», затем в «Открытии» и БКС. Сейчас его компания NWTN-Group разрабатывает digital-брокера с полностью дистанционным обслуживанием клиентов. В середине февраля вышла бета-версия ключевого продукта экосистемы – сервиса «Тезис», который помогает самостоятельно инвестировать в акции российских и американских компаний.
Как все начиналось
Год назад Дмитрий Фирсов вместе со своим коллегой Назаром Щетининым, ранее руководившим учебным центром в «Открытии», а в то время – вице-президентом инвестбанка БКС, придумали концепцию будущего бизнеса, которая основывалась на IT-решениях. При этом было понятно, что звучит она хорошо, но знаний в IT обоим не хватало. Так появился третий основатель.
«Я знал только одного человека, который сможет с нуля построить инфраструктуру для биржевой торговли – это Антон Потураев. Он отвечал за нее в Otkritie Capital. Антон оценил объем работы и понял, что нужен невероятно сильный разработчик фронт-энда, способный написать оболочку, которая выдержит десятки тысяч активных пользователей», – рассказывает Фирсов.
Будущие партнеры также решили поговорить с другом Потураева – Евгением Долгих, который недавно уволился из Facebook. Там он занимался машинным переводом и нейросетями и понимал, как разработать устойчивую платформу для большой аудитории.
Сейчас в компании работает 15 человек, полномочия между основателями разделены следующим образом: Фирсов отвечает за создание брокера, Потураев руководит торговой инфраструктурой с точки зрения IT, Щетинин отвечает за контент для частных клиентов, а Долгих возглавляет разработку современной технологической оболочки.
Как это работает
Новичкам на фондовом рынке сложно. Их встречают графики со скользящими средними и EBITDA, сотни уникальных терминов и сленговых выражений. «Люди хотят простоты, и если сделать дружелюбный полезный сервис, это удешевит обслуживание и увеличит срок жизни клиента», – говорит Фирсов.
Сейчас в приложении «Тезис» доступно 110 самых известных российских и американских компаний. Чтобы выбрать из них интересные именно клиенту, есть расширенный поиск: можно отсортировать эмитенты по стране, сектору, типу компании, изменению цены акции за год и другим параметрам.
После сортировки пользователь может узнать подробности о выбранной им компании: насколько она популярна среди инвесторов, на что тратит прибыль – дивиденды или развитие, и нет ли риска банкротства. Кроме того, в «Тезисе» работает команда журналистов, которая формирует новостной контент.
Скриншот приложения «Тезис»
Новый сервис похож на «Яндекс.Маркет»: вместо холодильников клиенты могут сравнить акции по десяткам характеристик, узнать чем занимается компания, разобраться в новостном фоне и в итоге купить акции. Чтобы все функции работали в одном приложении, создано две компании, объединенные в NWTN-Group: разработкой занимается «Ньютон Технологии», за торговлю отвечает лицензированный «Ньютон брокер».
Модель монетизации продуктов делится на три части: сбор бесплатного трафика, платная подписка на «Тезис» и обслуживание клиентов брокера.
«Любые пользователи «Тезиса» – наши потенциальные клиенты, поэтому аналитика в сервисе максимально автоматизирована и дается бесплатно. Часть опций будет доступна только в платной версии, но подписка нужна не для заработка, а для валидации спроса, – говорит Фирсов. – Если люди заплатили, значит, проект им полезен и нужен. Зарабатывать планируем на клиентах со счетами от 100 тысяч рублей, которые будут торговать через нашего брокера».
Что будет дальше
Сейчас команда «Тезиса» работает над развитием бесплатного функционала: развивает Telegram-канал, группы в Facebook и «ВКонтакте», дорабатывает само приложение. Следующий этап – возможность платной валидации, затем запуск торговли через своего брокера в интерфейсе приложения.
По мнению Фирсова, интерес к фондовому рынку не будет расти, пока не появится принципиально новая сервисная модель сопровождения: «Когда клиенты смогут сами с помощью удобного интерфейса и без помощи финансовых аналитиков выбирать акции, а затем поймут, что с ними делать после покупки, произойдет системный сдвиг».
«В России люди привыкли думать, что кто-то сделает все за них: о пенсии подумает государство, о сохранении денег подумает банк, о приумножении – финансовый консультант. Сейчас выросло поколение людей, которые понимают: если хочешь, чтобы у тебя все было хорошо, ты должен добиться этого сам. Именно они и есть наша аудитория. Если им дать удобный инструмент, емкость рынка в ближайшие годы может вырасти с 300 тысяч до 3-4 млн человек», – резюмирует он.