Google обсуждает с китайскими властями и мобильными производителями запуск локального магазина приложений для Android-платформ, сообщают американские СМИ. В случае успеха переговоров компания вновь получит доступ ко второй по величине экономике мира.
«Этой осенью компания надеется получить одобрение китайского правительства на запуск локальной версии мобильного приложения Google Play для смартфонов Android, – сообщает в пятницу новостной портал о технологиях The Information. – Это позволит восстановить позиции Google как провайдера интернет-сервисов в материковом Китае, не нарушая требований властей в области цензуры», – добавляет издание.
Над специализированной версией приложения Google Play, которая включает только приложения и сервисы, одобренные китайским правительством, Google работает вот уже более года, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на близкие к компании источники. Ожидается, что локальный App Store будет устанавливаться на новые китайские смартфоны с лицензированной версией Google Android.
Один из источников издания уточняет, что первые телефоны на китайском рынке компания надеется запустить в конце этого года. Однако пока не ясно, суждено ли сбыться этим планам: сначала Google необходимо получить лицензию китайского правительства.
Принципы против прибыли
Напомним, что в 2010 году Google прекратила вести операции в материковом Китае, не найдя взаимопонимания с властями по поводу цензуры поисковых результатов. С тех пор Поднебесная превратилась в крупнейший в мире рынок смартфонов, одним из лидеров которого стал главный конкурент Google – компания Apple Inc.
Один из основателей поиковика Сергей Брин входил в число самых ярых критиков китайского правительства. Однако в августе Брин вместе со вторым основателем компании Ларри Пейджем отошел от ежедневных операций и занялся стратегическими вопросами, возглавив холдинг Alphabet. Новым CEO компании стал ее вице-президент Сандар Пичай. Не далее как в прошлом году последний отметился заявлением о том, что Google должна «как можно лучше обслуживать [китайский] рынок», пишет WSJ.
Американский Android против китайского
Однако завоевать местный рынок может оказаться не такой простой задачей, даже для Google. Поскольку лицензированная версия Android в Китае была недоступна, местные производители телефонов, такие как Xiaomi Inc. и OnePlus, уже создали собственные альтернативные версии Android, а компании типа Baidu Inc. – собственные магазины приложений под Android, которые, естественно, никакого дохода Google не приносят. Вряд ли местные производители планируют так просто сдать свои позиции.
Тем не менее ряд компаний проявляет интерес к новой разработке. Так, китайская Huawei Technologies Co. в ближайшие недели запустит в США новый телефон Android под гугловским брендом Nexus. Логично предположить, что она выпустит также аналог, совместимый с новым интернет-магазином в Поднебесной. В конце прошлого года спикер Huawei обмолвился что приход ключевого игрока индустрии, такого как Google, принес бы пользу владельцам смартфонов в Китае.
Первая «ласточка»
Некоторые собеседники WSJ предполагают, что в долгосрочной перспективе Google надеется вновь запустить в Китае свои ключевые сервисы, в том числе поисковик и электронную почту. Однако взамен китайские власти потребуют от компании сохранять в стране пользовательские данные и обеспечивать к ним доступ правительства, что в корне противоречит корпоративной этике Google. Поэтому такой вариант развития событий пока представляется маловероятным.
Впрочем, логично предположить, что в случае успешного запуска локального Google Play Store, компания воспользуется отвоеванными позициями для дальнейшего расширения присутствия в Поднебесной.