Капитализация рынка инноваций и инвестиций (РИИ) Московской биржи сейчас оценивается примерно в 300 млрд рублей, рассказал на презентации аналитического отчета E&Y «Обзор отрасли финансовых технологий в России» исполнительный директор по РИИ Мосбиржи Геннадий Марголит.
Среди вышедших на публичный рынок 52 компаний сектора, около 20 уже с этого рынка ушли, как объяснил эксперт, их «смертность» может быть названа «нормальной».
Так, сама ликвидность инновационных компаний растет: оборот торгов по их акциям, как сообщил исполнительный директор по РИИ, с начала 2016 года вырос в более чем 3 раза. Интерес инвесторов к сегменту явно есть, считает Марголит, видя одной из причин этого налоговые льготы, позволяющие инвесторам (физическим и юридическим лицам), покупающим компанию РИИ и продающим ее через год, не платить налог на прирост капитала.
В 2017 году исполнительный директор по РИИ Мосбиржи ожидает революцию на рынке IPO. По его словам, «это может стать если не массовым, то серийным явлением», поскольку для такого движения на рынке есть все предпосылки: и наша инфраструктура, и все категории инвесторов. Причем длинные деньги, которых для этой революции так не хватает, по мнению Марголита, появятся с подачи мегарегулятора – в начале следующего года может вступить в силу положение, подготовленное ЦБ и дающее возможность накоплениям НПФ вкладываться в компании технологического сектора.
При этом инновационные компании, которые готовы хоть завтра выйти на публичный рынок, в России есть, отмечает Марголит. В том же «ТехУспехе» Минэкономразвития уже собрали топ-30 быстрорастущих технологических компаний, кроме которых, есть еще множество находящихся в портфелях венчурных фондов. Исполнительный директор по РИИ Мосбиржи отметил также, что рабочая группа, создаваемая сейчас ассоциацией «Руссофт» и торговой площадкой, уже занимается десяткой компаний IT-сектора, производителями программного обеспечения, которым позарез нужны длинные деньги с фондового рынка.
По мнению Марголита, «как только одна-две компании красиво и образцово показательно выйдут на публичный рынок, все остальные будут вынуждены последовать их примеру». Осень 2017 года, как полагает он, будет в этом смысле «временем перемен».