Экспертиза / Financial One

Александр Фролов о том, удастся ли Трампу обвалить цены на нефть

4172

Вероятность успеха планов Дональда Трампа увеличить добычу и резко снизить цены на нефть обсудили с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым.

Делимся мнением эксперта от первого лица.

Дональда Трампа в нефтегазовом контексте стоит рассматривать как популиста. Он действует с целью создать напряженность, причем его слова зачастую воспринимаются многими экспертами с полной серьезностью. Тем не менее важно понимать, что американский президент говорит вещи, которые в первую очередь призваны отвлечь внимание.

Давайте посмотрим на показатели, которые есть на данный момент, и поговорим про то, к чему это все может привести в ближайшем будущем. А также посмотрим на предыдущих президентов Соединенных Штатов Америки и сравним их риторику с их успехами на энергетическом рынке.

Сейчас в Соединенных Штатах добывается примерно 13,5 млн баррелей сырой нефти в сутки: это очень много. Это больше, чем в России, чем в Саудовской Аравии. Но правда, и Россия, и Саудовская Аравия не добывают в полную силу, потому что их сдерживает соглашение ОПЕК+. Но для понимания того, почему же Соединенные Штаты впереди планеты всей по добыче нефти, и другие страны не могут их догнать, важно подчеркнуть следующее: они и не пытаются. Россия, к примеру, не ставит перед собой такой цели.

Попытки перегнать кого-либо в добыче нефти ни к чему хорошему не приведут ни для одного из участников этой гонки. Проблема вот в чем: пока вы будете гоняться друг за другом, пытаясь перегнать, увеличивая добычу и сбивая цены, вы создадите условия для такого недофинансирования нефтегазового сектора, что в какой-то момент кризис перепроизводства сменится кризисом дефицита, который приведет к росту цен, а рост цен приведет к просадке спроса. С просадкой спроса справляться гораздо тяжелее, чем с любыми другими кризисными явлениями, поскольку восстановление, как правило, занимает весьма продолжительный период времени.

У вас может возникнуть вопрос: при чем здесь Трамп? Как все эти рассуждения относятся к нему? Трамп, как известно, шел на выборы с массой заявлений, которые в первую очередь были направлены на внутреннего потребителя, но без внимания мировой общественности обойтись не удалось. Стало возникать множество опасений по поводу того, что уже к маю цены на нефть просядут до $50 за баррель, и тогда американцы захватят мировые рынки. США начнут добывать еще больше нефти, просто потому что Трамп сказал: «Бури, детка, бури».

Подобные предположения абсурдны. Есть такая штука – инвестиционные циклы. То есть, если по-простому, результат вложений вы получаете через определенный период времени. Этот период можно сократить, но его нельзя довести до нуля. Если вы вкладываете деньги в увеличение добычи, то результат получите через год или через два, но никак не через месяц. Даже в Соединенных Штатах Америки, где довольно распространена практика бурения незаконченных скважин, нельзя вложить деньги и увидеть, как нефть появляется в тот же момент. Этот процесс все равно занимает определенное время: должно пройти порядка двух лет, прежде чем вы увидите результат текущих вложений.

Здесь возникает вопрос: а есть ли вообще вложения? Предыдущий инвестиционный цикл был в 2022 году, когда нефтегазовые компании, в том числе в Соединенных Штатах Америки, воспользовались высокими ценами на нефть и начали вкладывать больше денег. Их капитальные затраты выросли, и за счет этого уже буквально через год, к октябрю 2023 года, США удалось достичь показателей добычи, которые были в марте 2020 года. С марта 2020 года по октябре 2023 года нефтегазовая отрасль Соединенных Штатов пыталась выйти из кризиса, который возник во время пандемии коронавируса. При этом Джо Байден, который тогда возглавлял Соединенные Штаты, требовал от американских компаний увеличения добычи. На тот момент цены на энергоносители, в частности на нефть, были драматично высокими.

Руководство США стало призывать свои компании добывать больше нефти в первую очередь потому, что они смотрели на дорожающий на внутреннем рынке бензин. Для США вопрос бензина – довольно серьезный. Это вопрос, существенно влияющий на электоральные настроения. В то время американские нефтегазовые компании объясняли американскому руководству, что это так не работает. Не получится просто сказать «бурите больше», и тогда нефтяной краник моментально откроется. Если вложить деньги сегодня, результат будет только через год-два. Так и случилось: в 2023 году США достигли и даже немного превысили результат марта 2020 года.

Чем сегодняшние слова Дональда Трампа «Бури, детка, бури!» отличаются от слов Байдена лета 2022 года? Тем, что сейчас экономическая ситуация не стимулирует резкий рост добычи в Соединенных Штатах. Мы видим прямую зависимость между колебанием цены нефти и добычей в Соединенных Штатах. Добыча в США очень неустойчива – она не справляется с резкими снижениями цен. При том что зачастую именно добыча в США провоцирует это самое снижение цен. Но заметьте, в 2014-2016 годах Трампа не было, а кризис был. В 2018 году Трамп был, но и кризис тоже был. Трамп не оказывал никакого влияния на этот кризис.

Важно отметить, что спрос на нефть, конечно, есть, но он не такой значительный, чтобы в полной мере отвечать знаменитому лозунгу Трампа про увеличение добычи. Что произойдет с ценами, если добыча вырастет, а спрос будет недостаточным? Они упадут. В результате снизится активность в области бурения на территории Соединенных Штатов. Какие-то участки, на которых происходит добыча, окажутся нерентабельными. Добыча там будет затухать, потом просто закончится, потому что денег на продолжение не останется. К слову, компании, осуществляющие добычу, обычно берут в долг деньги, чтобы продолжать бурение. Банки перестанут давать им кредиты, потому что они не смогут их вернуть. Вывод прост: если произойдет обвал цен нефть, через год-два – или даже быстрее, этот обвал начинает сказываться на добыче в Соединенных Штатах.

Олег Абелев про ссору между Трампом и Зеленским

Возможные экономические последствия ссоры между Дональдом Трампом и Владимиром Зеленским, значение стратегического криптовалютного резерва США и многое другое обсудили с руководителем аналитического отдела ИК «Риком-траст» Олегом Абелевым.

Делимся мнением эксперта от первого лица.

С вечера пятницы мировые новостные ленты заполнили обсуждения важного события, которое вызвало широкий резонанс. Конечно же, речь идет о ссоре между Дональдом Трампом и Владимиром Зеленским, которую можно условно назвать геополитическим «рукопашным боем».

Интерес к этому событию не ограничивается лишь новостным фоном, потому что за ним скрываются глубокие экономические последствия, которые будут ощущаться в ближайшее время. В частности, ключевыми аспектами являются поддержка Украины со стороны США и попытки переноса части финансового бремени на Европу.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи