Компании и люди / Financial One

Финансовый сектор ждет снижения ключевой ставки

Финансовый сектор ждет снижения ключевой ставки
1936

Стоит ли ждать этого шага со стороны ЦБ и когда он может произойти – ключевые вопросы, которые обсуждались в понедельник, 16 марта, в рамках XIII недели российского бизнеса.

Конференцию «Финансово-банковская система России: старые вызовы и новые риски» открыл президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, который привел результаты опроса РСПП о пяти ключевых проблемах развития бизнеса коммерческих компаний и банков в 2014 году. По словам Шохина, четыре проблемы из пяти – недостаток квалифицированных кадров, рост цен, избыточно высокие налоги и административные барьеры – попадают в результаты опроса ежегодно. Пятой, приоритетной проблемой традиционно становилась коррупция, однако в прошлом году ее обогнал более актуальный вопрос – проблемы с доступом к финансово-кредитным ресурсам. По этой причине многие предложения, включенные в подготовленную РСПП программу антикризисных мер, касаются именно банковского и финансового секторов.

Оценку Шохина о приоритетности поддержки финансового сектора поддержал его коллега, исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. По его словам, наиболее актуальным вопросом на текущий момент является формирование единой денежной политики, согласованной между правительством и Центробанком. Это позволит игрокам рынка осуществлять планирование в среднесрочной перспективе. Мурычев также подчеркнул, что, снизив процентную ставку, ЦБ существенно поддержал экономику, поскольку в условиях недоступности кредитов обеспечить экономический рост невозможно.

Первый заместитель председателя Банка России Дмитрий Тулин выразил сомнение в том, что снижение процентной ставки сделало кредиты более доступными. По его словам, после того, как в декабре ЦБ повысил ставку на 6,5%, ставки отдельных финансовых организаций выросли на величину свыше 10,5-17%. Снизив же ключевой показатель до 14%, ЦБ ожидал соответствующей реакции кредитных организаций, которой пока не последовало. В то же время Тулин согласился с тем, что 14% - чрезвычайно высокая метрика, затрудняющая рост кредитования.

С высказанной Тулиным оценкой деятельности коммерческих банков не согласилась первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова. По ее словам, процентная маржа банков очень сильно снизилась, поскольку из-за специфики российского рынка этот показатель страдает при любых изменениях ставок. Она также отметила, что доступность кредитов определяется не только объемом фондирования, но и уровнем экономических рисков, одним из индикаторов которого служит продолжающееся сокращение ВВП. По словам Трофимовой, в 2016 году Газпромбанк ожидает дальнейшего сокращения показателя на 2-4%, что еще больше повышает кредитные риски. В то же время в марте фининститут засвидетельствовал недельное сокращение инфляции до 0,2%, что в пересчете на год дает показатель в 10-11%. Как отмечает Трофимова, это позволяет ожидать сокращения процентной ставки до 10% к концу текущего года.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев отметил в своем выступлении, что необходимый фон для снижения ключевой ставки ЦБ уже подготовлен Минфином. Тем не менее решение о снижении или сохранении текущей ситуации остается за Центральным банком. Моисеев также подчеркнул, что решение ведомства о сокращении расходной части бюджета было правильным, поскольку государство таким образом «не расшатывает финансовую инфраструктуру и дает возможность финансовой системе прийти в норму и достичь восстановления инвестиционного процесса именно в негосударственном секторе».

Комментируя взаимодействие между регулятором и коммерческими банками, первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский отметил, что ЦБ не планирует дальнейшего смягчения регулирования банков. По его словам, декабрьские послабления для банков носили антишоковый характер и «позволили системе адаптироваться к сложным процессам». Однако при отсутствии дальнейших экстраординарных явлений ЦБ будет постепенно выходить из парадигмы смягчения. В то же время многое зависит от рисков в банковском секторе. Симановский также отметил, что базовый сценарий развития для банков России в 2015 году предполагает прибыль около 200 млрд рублей, а стрессовый – нулевую прибыль.  





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • Nvidia первой в мире преодолела отметку в $5 трлн капитализации
    Автор: Яна Кудрявцева 02.11.2025 10:45
    1339

    Nvidia установила новый рекорд на фондовом рынке, став первой компанией в истории с рыночной капитализацией свыше $5 трлн. Генеральный директор Дженсен Хуанг сообщил, что к 2026 году выручка компании может превысить $0,5 трлн.
    more

  • Цена нефти и газа. Какой потенциал роста у черного золота
    Андрей Мамонтов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 01.11.2025 15:29
    1601

    Фьючерсы на нефть марки Brent в пятницу закрылись на уровне +0,86%. Цены на нефть растут из-за геополитических рисков в Венесуэле.
    Из-за слома сопротивления 65,37 сценарий продолжения падения не актуален. Максимум дня 65,46.more

  • Угроза срыва отопительного сезона в Украине
    Автор: Елена Болотина 01.11.2025 15:11
    1615

    Про угрозу срыва отопительного сезона в Украине, дефицит газа после атак на инфраструктуру и последствия отказа от прямых закупок российского топлива рассказал заместитель директора Национального института энергетики Александр Фролов на канале «Геоэнергетика инфо».
    more

  • Россия планирует выпустить дебютные суверенные облигации, номинированные в юанях
    Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 01.11.2025 12:41
    1671

    Россия готовит выпустить дебютные суверенные облигации в юанях на внутреннем рынке уже в этом году. По данным рынка планируется до четырех выпусков суммарно до 400 млрд рублей со сроками от трех до десяти лет.more

  • ФРС вновь снизила ставку. Как отреагировал рынок, и что думают эксперты?
    Автор: Яна Кудрявцева 01.11.2025 12:07
    1707

    Федеральная резервная система США снизила ключевую ставку на 25 базисных пунктов и объявила о завершении программы количественного ужесточения. Решение моментально отразилось на финансовых рынках: доходности облигаций подскочили, а волатильность усилилась. more