Когда меня спросили о будущем НПФов в случае полной реализации текущей пенсионной реформы, я сразу понял, насколько легким и доступным мне видится ответ.
А причина ожидаемой легкости крылась в элементарном: когда-то я, как и все мы, был маленьким и тоже ходил в школу. В том числе и на уроки физики. И я до сих пор прекрасно помню, как оформлять решение задач. В верхнем левом углу листочка нужно было написать слово «дано» и столбиком под ним записать все основные вводные, которые точно известны из задачи. Давайте попробуем это сделать в приложении к расчету будущей пенсии. Итак, дано…
Когда заработает новая система индивидуального пенсионного капитала (ИПК)? Пока не ясно. Называются две даты: то 2019-й год, то 2020-й… Так что, выходит, мы этого не знаем.
Какова будет судьба существующих продуктов, которые сегодня предлагают НПФ, – обязательного пенсионного страхования (ОПС) и негосударственного пенсионного обеспечения (НПО)?
С обязательным пенсионным страхованием все более-менее ясно. Речь идет о том, чтобы передать застрахованным лицам права на все их сформированные пенсионные накопления, включить их в ИПК. Хотя, и тут есть нюансы. Мы разберем их чуть позже. А вот с системой негосударственного пенсионного обеспечения пока все не так ясно. Этот продукт вступает в прямую конкуренцию с системой ИПК, поскольку и в случае с НПО, и в случае с ИПК гражданин должен самостоятельно уплачивать пенсионные взносы.
И тут «под ударом» оказываются корпоративные пенсионные программы, часто построенные на паритетном или долевом принципе финансирования, когда работник уплачивает несколько процентов от своей зарплаты в выбранный НПФ, а работодатель так же уплачивает в этот НПФ взносы в пользу работника, из расчета один к одному или даже больше. Совершенно ясно, что участвовать сразу в двух пенсионных программах большинству работников будет не по силам. Участников же системы НПО у нас, напомню, больше шести млн человек, а пенсионные резервы, аккумулированные в этой системе в НПФ, превышают 1,2 трлн рублей.
Вернемся к ОПС. С этой системой тоже ведь не все ясно. Что произойдет с пенсионными накоплениями «молчунов»? Точного ответа я пока ни от кого тоже не услышал. Может быть, их пенсионные права, сформированные в рамках накопительной пенсии, будут конвертированы в пенсионные права на страховую пенсию, и обязательства перед ними, таким образом, увеличатся? Другим вариантом развития событий было так называемое автораспределение «молчунов» среди НПФ. Причем, по какому механизму это будет происходить – ответа пока нет…
Даже самый простой вариант ответа – «пропорционально доле рынка» – имеет массу нюансов. Например, как считать эту долю рынка: «по головам» или по деньгам? Но даже если отыскать ответ на этот вопрос, то и в нем, в этом ответе, будут нюансы, и довольно значимые. Застрахованные лица очень сильно отличаются друг от друга: по полу (мужчины и женщины имеют разную предполагаемую продолжительность жизни), по возрасту (отличается период накопления), по сумме сформированных накоплений (у кого-то миллион на счете, а у кого-то – десять тысяч рублей).
И одно дело, если в рамках упомянутого выше автораспредления НПФ получит нескольких клиентов с крупными счетами, длительным периодом накопления и, уж простите мой профессиональный цинизм, они будут мужчинами.
И совсем другое дело – получение множества клиентов с небольшими счетами (а ведение счетов, напомню, стоит денег), небольшим периодом накопления и бóльшая часть из них (клиентов) будут женщинами, которые, опять же, уж простите за все тот же профессиональный цинизм, c гораздо более высокой вероятностью переживут ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. И НПФ будет вынужден производить им выплаты из резерва по обязательному пенсионному страхованию.
Не до конца пока ясны и другие ключевые параметры системы. Вроде как все верхнеуровнево ясно с авторегистрацией в системе ИПК: это будет происходить автоматически – для клиентов НПФ, и по заявлению – для всех остальных. Охват предполагается начать с крупных предприятий с численностью более 10 тысяч человек. Также все понятно с механизмом смены НПФ, когда в случае решения о переходе новые взносы направляются новому выбранному страховщику сразу же, а ранее накопленное – через пять лет без потери дохода.
Верхнеуровнево все понятно, и, в целом, привлекательно для НПФ, но дьявол то в деталях. Каждый из вышеописанных механизмом можно сделать простым и понятным, а можно сильно усложнить (зачастую преследуя благую цель) и сделать неработающим.
Что же получается? Я хотел решить задачу и написать колонку на тему «Есть ли у НПФ будущее при текущей пенсионной реформе?», а не смог даже заполнить колонку «Дано», так как у меня нет вводных, нет однозначных ответов на многие вопросы. Видимо, пока я не могу решить эту задачу, у меня недостаточно данных, для ее решения.
Поэтому завершить свою колонку я хочу отсылкой к известной каждому советскому человеку сцене из фильма «Карнавальная ночь», где герой гениального Сергея Филиппова сформулировал это так: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно. Наука еще пока не в курсе дела…»