Глобальные фондовые рынки в неспокойный 2016 год удивили многих своей устойчивостью после голосования по поводу Brexit и результатов президентских выборов в США, говорит Эндрю Окслейд из инвесткомпании Schroders.
Рынки США и Великобритании существенно опережают уровни, на которых они были в начале 2016 года, выросла Япония, только Европа осталась на прежних уровнях.
Восстановление цен на нефть, сырьевые товары и позитивные экономические данные из Великобритании и США помогли рынкам. В США ожидания роста расходов в ряде отраслей после прихода к власти Дональда Трампа привели к росту котировок акций этих компаний, в Великобритании ослабленный фунт стимулирует рост экспортных доходов.
Политические риски останутся ключевой проблемой в 2017 году, но экономические факторы могут вновь выйти на первое место. Возвращение инфляции и потенциал для повышения процентных ставок могут быть вредными для дорогих акций, так как многие инвесторы полагались на продолжение эпохи сверхнизких ставок.
«В краткосрочной перспективе рынки будут находиться под влиянием большого количества «шумовых» факторов, среди которых преобладают настроения инвесторов, но в долгосрочной перспективе фундаментальная оценка рынка выйдет на первое место как единственный крупный двигатель для движения акций», - считает руководитель отдела исследований и аналитики в компании Schroders Дункан Ламонт.
По его словам, экономика США находится в лучшей форме, чем большая часть развитого мира, банковский сектор в удовлетворительном состоянии, базовая инфляция под контролем и страна имеет хорошую демографию по сравнению с другими странами.
«Европа стоит дешевле, но рост европейской экономики является слабым, его демографическая ситуация быстро ухудшается, финансовый сектор еще не полностью прошел делеверидж, многие страны страдают под высоким бременем долгов, и большая часть региона либо была в дефляции или около нее. Похожая история наблюдается и в Японии».
Инвесторы, как говорит эксперт Schroders, должны быть гибкими и готовыми искать инвестиционные возможности, прибыль будут приносить компании, которые используют инновации и показывают рост финансовых показателей.
Алекс Теддер, руководитель и директор по информационным технологиям Global на рынке американских акций: «Нынешний импульс в экономике США может быть связан с реализацией программы Трампа, которая обеспечит двузначный рост прибыли как в 2017 году, так и в 2018 году».
«Цены на акции во всем мире остаются непривлекательными, так как большинство рынков торгуется выше 10-летних средних значений, лишь одно явное исключение - это Япония. Поскольку процентные ставки начинают расти, вполне вероятно, что оценки начнут пересматриваться в сторону понижения. Рынок США выглядит несколько уязвимым в этом отношении», - добавил он.
Индекс Nikkei 225 прошел волатильный год - он упал ниже 15000 пунктов в июне и вырос до максимума в 19155 пунктов в конце года. Восстановление было связано со слабой йеной по отношению к доллару США, что улучшило зарубежные доходы компаний. Также играли свою роль фискальная и денежно-кредитная политики, которые оказывали поддержку акциям, а переизбрание в июле премьер-министра Синдзо Абэ обеспечило курс политической преемственности.
Сего Маеда, глава отдела японских акций в Schroders сказал: «Если более высокие процентные ставки в США и укрепление доллара, которые преобладали после выборов, перестанут давить на японский рынок акций, то он может быть поддержан за счет улучшения ожиданий прибыли и крайне низкой долгосрочной доходности облигаций».
Сейчас японский рынок выглядит дешевым, по всем показателям он был более дорогим, по крайней мере, 71% своей истории.
Европейский рынок был худшим из четырех основных рынков (США, Великобритания, Япония, Европа). В пересчете на евро индекс крупнейших компаний Европы Euro Stoxx 50 фактически остался там, где он был в январе 2016 года.
Рори Бейтман, глава отдела европейских акций в Schroders, отметил, что оценки европейского фондового рынка значительно ниже среднего 30-летнего значения: «Поэтому мы считаем, что Европа выглядит очень привлекательно по отношению к своей собственной истории, а также относительно других региональных фондовых рынков».