Что происходит с экономикой США после снижения ставки ФРС, рассказал главный рыночный стратег Wellington-Altus Private Counsel Джим Торн в интервью Дэвиду Лину.
В среду Федеральная резервная система США впервые с начала пандемии коронавируса снизила процентную ставку, причем сразу на полпроцента – или на 50 базисных пунктов, пытаясь предотвратить замедление темпов роста рынка труда.
В четверг, 19 сентября, S&P 500 вырос на 1,7%, Nasdaq – на 2,7%, биткоин – на 6% и даже золото подорожало на полпроцента. Доходность 10-летних облигаций выросла на 1,6%; нефть – на 2%. Единственным проигравшим стал американский доллар – стоимость валюты немного снизилась. В целом видно, что рынки просто в эйфории от вчерашнего резкого снижения ставки ФРС.
Однако история показывает, что обычно ФРС снижает ставку сразу на 50 базисных пунктов во время финансовых кризисов: такое уже происходило в 2001, 2008 и 2020 годах.
Но на этот раз нет кризиса. Суть в том, что ФРС по-прежнему пытается добиться мягкой посадки для экономики. В Соединенных Штатах за год до президентских выборов бюджетный дефицит вырос на 25%.
«С одной стороны, мы имеем экономику, которая поддерживается за счет непосильных бюджетных расходов, а с другой – частный сектор, который движется к рецессии. Я всегда разделял эти два тезиса. Фискальная политика неустойчива и в следующем году пойдет на спад. Когда это произойдет, мы столкнемся с проблемой роста», – объясняет Джим Торн.
По мнению эксперта, после года выборов и с учетом того, что происходит в Европе, США не станут увеличивать бюджетный дефицит более чем на 25% в следующем году.
Если бы фискальная политика США находилась в нормальном состоянии, не демонстрируя безудержный рост, в соответствии с двойным мандатом ФРС (ценовая стабильность и сбалансированный рынок труда) ключевая ставка должна находиться на нейтральном уровне, что составляет примерно 2,75%. К такому показателю американский регулятор и стремится прийти.
«Момент истины наступит в следующем году, когда мы дойдем до 2,75% и ничего не произойдет. Снижение ставок – это не волшебная пуля, и я хочу сослаться на Майка Тайсона, который сказал: "У каждого есть план, пока ему не дадут по морде". Экономика получит по морде в конце следующего года», – поделился мнением Торн.
Когда ФРС перейдет к циклу снижения ставки, а фискальная политика нормализуется, США вступят в период дефляции, считает эксперт. Он признает, что такая точка зрения не совпадает с общепринятой: многие прогнозируют начало нового цикла роста инфляции в ближайшем будущем.
«Мы так и не научились решать проблему дефляции. Все, что мы знаем – как решать проблему инфляции. Но ФРС перестарались с ужесточением политики. Они все испортили, и теперь дефляция снова в игре», – говорит Джим Торн.
«Процентные ставки вновь вернутся к нулевой границе. Я не могу предсказывать будущее в совершенстве, но давайте будем честными: посмотрите на то, что происходит в Китае и в Японии с 80-х годов. Нельзя утверждать, что нулевая ставка больше не обсуждается», – подытожил он.
Андрей Масалович про взрывы пейджеров в Ливане
Причины взрывов пейджеров в Ливане обсудили с экспертом в области кибербезопасности Андреем Масаловичем.
Делимся мнением от первого лица.
Раньше уже случалось подобное. 30 лет назад был убит один из арабских лидеров. У него взорвался телефон, на который предварительно позвонили, чтобы удостовериться, что ответил именно он. Тогда такого рода удаленные воздействия считались терроризмом. Я слабо представляю, что в прошлом кто-то мог удаленно взорвать 3 тысячи устройств, понимая, что зацепит мирных людей.