Market Vectors / Financial One

День простоять да ночь продержаться

День простоять да ночь продержаться Фото: ТАСС
4503

В текущей ситуации почти ежедневного ослабления рубля и достижения им очередных антирекордов к доллару и евро перед правительством наиболее остро встает вопрос выполнения бюджета. Какие у нашего кабинета министров есть варианты? Сможет ли он продержать его на плаву хотя бы до президентских выборов?

Итак, напомним, что в бюджете на 2016 год при цене нефти Urals в $50 и курсе рубля в 63,30 заложен покрываемый из средств Резервного фонда дефицит в 3,4 трлн рублей. На 01.01.16 в «народной кубышке» было 3,6 трлн рублей. По заявлению министра финансов Силуанова снижение среднегодовой цены нефти Urals до $25 (текущие котировки) дефицит бюджета России увеличится на 3 трлн и составит уже 6,4 трлн.

В бюджете Саудовской Аравии заложена среднегодовая цена саудовской нефти в $29/баррель. Это означает порядка $30 за баррель российского Urals. С учетом опыта 2008 года, когда падение цены на нефть остановилось четко на $36 (Brent) – уровня, заложенного Саудовской Аравией в свой бюджет на 2009 год (саудиты заложили $34, но с учетом дифференциала в $2 между аравийской и североморской нефтью получалось $36) – при прогнозировании бюджета следует исходить из $30 за бочку, не переставая, впрочем, надеяться на лучшее.

Дополнительным фактором, который способен осложнить положение бюджета России, может стать жестокая конкуренция, воцарившаяся на базовом для нас экспортном рынке, где все участники не столько дерутся друг с другом, сколько пытаются отхватить кусок у крупнейшего игрока – то есть России. Иракский Курдистан теснит нас в Венгрии, Саудовская Аравия – в Польше и Швеции, Иран как минимум желает вернуть себе отобранный Россией рынок, а это более 400 тысяч б/с.

Как вы поняли, речь идет о снижении объема экспорта российских нефти и нефтепродуктов. Впрочем, в 2015 России даже удалось его слегка нарастить совокупный, потому держать такую возможность в голове следует, но в базовом расчете ее можно либо проигнорировать, либо заложить в прогнозы снижение в размере 5%, то есть исходить из того, что Иран вернет себе утраченное. Это эквивалентно потере $1,5 от цены нефти.

Помимо Резервного фонда правительство России располагает еще средствами Фонда национального благосостояния, в котором на 01.01.16 числилось 5,2 трлн рублей. Правда, 40% уже расписаны на инвестиции в инфраструктурные и иные проекты. То есть если не сокращать госпрограмму инвестиций из средств ФНБ, то доступно для использования 3,1 трлн рублей.

Также на счетах бюджетополучателей и самого бюджета находятся как минимум 1,1 трлн не использованных в 2015 году бюджетных средств. Еще 500 млрд даст бюджету сокращение расходов.

То есть на самом деле у правительства России есть «заначка» в 7,8 трлн, к которой следует добавить экономию от секвестра в 500 млрд. Всего 8,3 трлн. Но и это еще не все.

Как известно, рост курса доллара на 1 рубль приносит казне минимум 70 млрд рублей (на деле гораздо больше, но остановимся на этой цифре). В бюджете на 2016 год заложен курс в 63,3 рубля за доллар. Текущий курс на 17 рублей выше. Вот еще один резерв правительства минимум в 1,1 трлн. Итого у бюджета есть 9,4 трлн.

Тут стоит специально отметить, что размер девальвации в 2016 ограничивают выборы в Госдуму, которые состоятся в сентябре этого года. Возможно, это и есть один из главных факторов «отставания» падения рубля от сокращения цены нефти.

Пока – если не рассуждать о досрочных выборах президента – стоит задача «дотянуть» до выборов в марте 2018-го. То есть правительству надо растянуть резервы на 27 месяцев, отдавая себе отчет в том, что дефицит бюджета в 2017-м вряд ли уменьшится. Таким образом, кабмину предстоит закрыть до выборов «дыру» в 2*5,6трлн (3а два года) + 5,6трлн/4 (за 1 квартал 2018-го) = 12,6 трлн. При этом надеясь, что избирающийся президент будет умерен в предвыборных расходах…

Как мы помним, 9,4 трлн у правительства есть. Еще 600 млрд принесет продолжение секвестра бюджета в 2017 и январе-марте 2018 года. Набрали 10 трлн. Дефицит сократился до 2,6 трлн, которые придется добирать с помощью сочетания следующих мер:

- приватизации;

- роста налогов;

- девальвации;

- продолжения конфискации пенсионных накоплений;

- увеличения госдолга.

Проблемы региональных бюджетов мы выносим за скобки.

Очередная конфискация пенсионных накоплений принесет порядка 400 млрд. Еще минимум 700 млрд даст приватизация 19,9% «Роснефти». Вот нашли еще 1,1 трлн. Осталось 1,5 трлн – менее 15% от первоначальных 12,6 трлн. С учетом таких пертурбаций указанная нами сумма, уверен, найдется.

Вывод: как таковой проблемы у российского бюджета до выборов 2018 года нет. Вот только доживет ли нынешнее правительство до этой «светлой даты» – большой вопрос…





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи