Экспертиза / Financial One

Как будет развиваться ситуация с долгом «Мечела»

Как будет развиваться ситуация с долгом «Мечела» Фото: facebook
5322

Двухдневный стремительный рост в акция «Мечела» на прошлой неделе, поддержанный и на Московской, и на Нью-йоркской биржах многократным ростом объемов торгов, без явно выраженного намерения покупателей породил множество версий о причинах такой динамики. 

Высказывались версии от влияния австралийских пожаров (хотя цена на уголь не так уж растет) до покупки «Мечела» неназываемым стратегическим инвестором (что было бы хорошо для акций компании, но вызывает недоумением – кем? Кто может позволить себе такое?).

Техническая картина на графиках котировок – пребывание в долгом горизонтальном коридоре, пробой и вынос цены наверх с ростом объемов и последующая умеренная коррекция, как бы подтверждает серьезность происходящего в этих бумагах и скорее говорит о возможном продолжении.

Положение компании сложное, вложения в ее акции рискованны, и такой рост, что мы наблюдали на днях, является хорошей оплатой за этот риск. Однако хотелось бы найти происходящему не только техническое, но и фундаментальное обоснование. Главной проблемой «Мечела» является запредельная величина долга, который к тому же, находится в преддефолтном состоянии. Пожалуй, именно ход урегулирования долговой нагрузки еще долгое время будет оставаться основным драйвером движений его акций. Остальные параметры будут иметь меньшее влияние. Да к тому же, они и не слишком позитивны.

Как видно из операционной и финансовой отчетности «Мечела» за 9 месяцев 2019 года, выплавка стали на предприятиях группы снижается на 8%, чугуна – на 10%, добыча угля – на 7%, в том числе на эльгинском угольном комплексе – на 17%. Консолидированная выручка группы снижается на 4% (до 228,2 млрд рублей за 9 месяцев 2019 года), показатель EBITDA сократился на 27% (до 44,1 млрд рублей). Правда, чистая прибыль, приходящаяся на акционеров ПАО «Мечел», демонстрирует рост на 11% (до 12,2 млрд рублей), но это «бумажный» рост, обеспеченный переоценкой валютных долгов компании из-за укрепления рубля. Треть долга «Мечела» в иностранной валюте, остальное после проведенных реструктуризаций – в рублях.

А долг, повторюсь, немаленький, на конец третьего квартала он, хотя и сократился с начала года на 15 млрд руб., составлял 408 млрд рублей. Это больше годовой выручки и в 6,9 раз превышает годовую величину EBITDA (при том, что значение этого отношения выше уже должно свидетельствовать о проблемах). И, главное, в 2020 году «Мечелу» предстоит рассчитываться по ряду долгов, чего он вряд ли в состоянии будет сделать.

В связи с этим, в июне прошлого года «Мечел» предложил крупнейшим кредиторам провести очередную реструктуризацию своей задолженности. 88% долгов компании принадлежит в банках с государственным участием – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. «Мечел» направил банкам обновленную финансовую модель и попросил перенести погашение основного долга с 2020-2022 гг. на 2024-2026 гг. Решение об этом кредиторы еще не приняли.

В связи с этим, есть версия: покупки в акциях «Мечела» могла быть спровоцирована инсайдером, который в курсе идущих переговоров. Судя по всему, решение будет положительным. В свое время ВТБ, выкупив долг «Мечела» у «Сбербанка» и сосредоточив в своих руках около половины долгов «Мечела», подтвердил, что поддержка компании входит в стратегию банка. Впрочем, вряд ли кто-то захотел и, главное, позволил банкротить такую крупную компанию.

То, что компании скорее всего удастся реструктурировать долг, косвенно подтверждается информацией вокруг «Эльгауголь». 49% этого перспективного угольного актива контролируется «Газпромбанком» (в том числе в счет долга). В прошлом году банк выставил 34% на продажу. Претенденты имеются, дэдлайн – 20 января, у «Мечела» - преимущественное право, и он, что важно, акцептовал эту оферту, то есть принял юридически значимое обязательство выкупить эту долю.

Судя по всему, «Мечелу» удалось не только договориться о реструктуризации кредитов, но и привлечь новое финансирование. Если эта гипотеза верна, то непосредственно перед или после ее официального подтверждения акции «Мечела» могут предпринять новую попытку роста. Это может произойти уже скоро.

Однако, это не предопределяет продолжения роста до конца года. Угроза дефолта по обязательствам будет отодвинута, но сложное финансовое положение сохранится. Поэтому после второй попытки роста, по моему мнению, можно будет ожидать нового снижения стоимости акций.

Стоит ли начинать переживать за акции «Газпрома»

Укрепление позиций «Газпрома» на европейском рынке не входит в интересы европейских партнеров.

Резкое усиление факторов, свидетельствующих о формировании в газовой отрасли «рынка продавца», это сигнал для роста цен на сырье и повышение спроса на «риск», к которому западные экономики, стремящиеся сбалансировать инфляционные риски, похоже, не готовы.

Однако тренд на укрепление позиций «Газпрома» на европейском и с недавних пор азиатском рынке усиливается, несмотря на искусственное сдерживание этой тенденции.

Риски нерыночного регулирования для проектов ПАО «Газпром» и других российских компаний сохраняются, но в экономике преобладающим влиянием обладает спрос, решения политиков базируются на инвестиционном спросе, они в конечном итоге и оплачиваются дивидендами от инвестиций в рамках этого спроса.

Продолжение

 





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи