Компании и люди / Financial One

CHOOдесное IPO

CHOOдесное IPO
2489
Мир моды насыщен интригами, скандалами и неожиданными переменами, но за всем этим стоят всего лишь деньги. А деньгами лучше всего управляют скучные люди в неброских костюмах и классических туфлях - бухгалтеры, аналитики и фондовые менеджеры. Эта истина в очередной раз подтверждается историей компании Jimmy Choo - полной страстей, успехов и измен, но в конечном итоге пришедшей к первичному размещению акций, принадлежащих немецким миллиардерам, на Лондонской фондовой бирже.

Сара Джессика Паркер против Леонардо ди Каприо

В пятницу 17 октября 2014 года на Лондонской бирже появился новый тикер: обувная компания Jimmy Choo Plc провела первичное размещение своих акций. Наверняка некоторые инвесторы и трейдеры, увидевшие на своих терминалах новые буквы CHOO, усмехнулись, вспомнив историю 21-летней давности. Тогда другой производитель обуви провёл своё IPO на бирже NASDAQ, получив тикер SHOO. Это компания, так же, как и Jimmy Choo, называлась по имени основателя - Steven Madden Ltd, а одним из активных участников IPO был Джордан Белфорд и его фирма Stratton Oakmont. Правильно: это то самое IPO, что стало одним из основных и самых ярких эпизодов знаменитого фильма «Волк с Уолл-Стрит» Мартина Скорсезе с Леонардо ди Каприо в главной роли.

Компания Steven Madden существует и сейчас, имеет сотню магазинов и капитализацию под $2 млрд и чувствует себя вполне прилично. Тем не менее, смелости и эксцентричности организаторов размещения акций обувщика, которые взяли тикер, лишь на одну букву отличающийся от тикера скандально известной фирмы, можно только позавидовать.

Впрочем, это не более чем эмоции и сентиментальность: в реальности Jimmy Choo Plc - крупная и успешная компания, имеющая неплохие перспективы в своём - люксовом - сегменте обувного рынка. Её ключевым преимуществом считаются двузначные темпы роста в Азии, где потребители готовы платить сотни и тысячи фунтов за пару сапог или туфель марки, прославленной Сарой Джессикой Паркер в роли Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе».

К своему IPO Jimmy Choo Plc шла 18 лет, по ходу дела не раз меняя владельцев. Она была создана в 1996 году малайским обувщиком из Лондона Джимми Чу и редактором журнала Vogue Тамарой Меллон. Точнее, Тамара Меллон вложила в общий бизнес £150 тысяч, полученных в долг от своего отца Тома Йердая - крестьянского сына, каскадёра, плейбоя, по слухам, в прошлом бандита, а впоследствии одного из основателей компании Vidal Sassoon и уважаемого британского предпринимателя.

Сам Чу к тому времени уже имел определённую известность: его обувь ручной работы появлялась на страницах модных журналов, а среди клиентов значилась принцесса Диана. Новая же компания начала производить более массовую обувь, оставаясь, тем не менее, в верхнем ценовом сегменте.

Из рук в руки

Через пять лет, в 2001 году, партнёры поссорились, дизайнер ушёл из фирмы, продав свою долю (51% акций) инвесткомпании Equinox Luxury Holdings за £9 млн, а председателем правления стал Том Йердай, получивший свою долю в капитале. В выдавливании основателя из собственной компании участие приняла и племянница его жены Сандра Чой, работавшая креативным директором фирмы, но выступившая на стороне Тамары Меллон и её отца. С тех пор Джимми Чу, снова начавший производить эксклюзивную обувь для звёзд и больше не имеющий никакого отношения к фирме своего имени, с ней не разговаривает.

В апреле 2004 года Йердай умер, а уже в ноябре того же года европейское подразделение американской инвесткомпании Hicks, Muse, Tate & Furst выкупило 78% акций Jimmy Choo (доли Equinox и наследников Йердая). Тамара Меллон продала часть акций, но оставила себе порядка 15% бизнеса, оценённого в £101 млн.

После продажи, которая проходила по сложной схеме, последовала длительная и печальная юридическая драка за деньги между Тамарой Меллон, её матерью и бывшим мужем, в которой приняли участие инвестбанкиры, бухгалтеры всех сторон и руководители офшорных трастов. Эта история, обошедшаяся Меллон во многие миллионы фунтов, подробно описана в её книге In My Shoes: A Memoir.

Позже европейские партнёры Hicks Muse во главе с английским инвестором Линдоном Ли отделились и создали собственную фирму Lion Capital, сохранив за собой долю в Jimmy Choo Plc. В феврале 2007 года они продали её группе инвестфондов во главе с TowerBrook Capital за £185 млн. Наконец, в 2011 году - ровно через 10 лет после того, как основатель компании Джимии Чу отдал 51% акций за £9 млн - все акционеры, включая Тамару Меллон, передали свои бумаги холдингу из Вены Labelux за £500-550 млн.

Сама Меллон покинула Jimmy Choo Plc и теперь занимается собственными проектами. От старой команды осталась только креативный директор Сандра Чой, под началом которой теперь работает несколько дизайнеров.

Немецкие миллиардеры

Что можно рассказать о венском холдинге, который выложил за известный обувной бренд полмиллиарда фунтов? Labelux был «бумажным» холдингом, объединяющим четыре люксовых бренда, связанных в основном с изделиями из кожи: Jimmy Choo, Zagliani, Bally и Belstaf. Однако в июле 2014 года владелец Labelux компания JAB Holdings решила напрямую управлять брендами, включив их в свой портфель.

JAB Holdings - крупная частная инвестиционная фирма, работающая в нескольких сегментах. Ей принадлежит контрольный пакет акций производителя парфюмерии Coty, миноритарная доля в Reckitt Benckiser Group (одна из крупнейших корпораций в области бытовой химии) и несколько кофейных компаний, из которых JAB совместно с Mondelez строит глобальную кофейную империю.

В отличие от своих дочерних активов, JAB не торгуется на бирже, а принадлежит членам одной немецкой семьи Рейманн: Ренате Рейман-Хаас, Вольфгангу Рейманну, Стефану Рейманн-Андерсену и Матиасу Рейманн-Андерсену, каждый из них контролирует 24% акций компании (судьба 4% не сообщается). По текущим оценкам, исходя из котировок активов, общая стоимость JAB составляет примерно $20 млрд. Несмотря на то, что все владельцы - члены одной семьи, они не родственники. Дело в том, что основатель компании Альберт Рейманн был бездетным и оставил наследство девяти приёмным детям, четверо из которых постепенно скупили доли остальных.

Рейманны регулярно совершают сделки на сотни миллионов и миллиарды долларов, поэтому им постоянно нужны наличные. Один из способов их получения - вывод приобретённых ранее в рамках частных сделок компаний на IPO. Осенью 2014 года дошла очередь до Jimmy Choo Plc.

Ограниченно успешное размещение

JAB собирался продать 25,9% акций обувной компании по 140-180 пенсов за акцию, но в итоге собрал достаточное количество предложений только по нижней границе диапазона. Jimmy Choo был оценён в £547,5 млн, то есть примерно во столько же, сколько JAB заплатил за компанию три года назад. Не самый впечатляющий результат размещения акций может объясняться как значительной переплатой при покупке в 2011 году, так и не совсем удачным таймингом: выход на биржу совпал с заметным снижением британского индекса FTSE100, который с середины сентября до момента IPO потерял примерно 9% и опустился до более чем годового минимума. За неделю после IPO котировки немного подросли: акции Jimmi Choo на утро 24 октября стоили 147 пенсов.

График акций Jimmy Choo с момента первичного размещения (дневные свечи)

Могло быть и хуже. Ситуацию спас немецкий инвестбанк BHF. Этот малоизвестный на международной арене, но очень уважаемый в немецких финансовых кругах банк со 150-летней историей формально принадлежит бельгийской финансовой группе RHJ International, но, как считается, очень близок JAB. Так, например, нынешний CEO банка Бьорн Робенс - член управляющего совета благотворительного фонда Benckiser Stiftung Zukunft, за которым стоит семья Рейманнов. Одна из особенностей BHF - плотная работа с богатыми семьями Германии, Швейцарии и Ближнего Востока. Именно через свою систему управления семейными капиталами банк и продал часть акций Jimmy Choo, чем спас первичное размещение от неудачи.

Богатые перспективы

Покупатели акций обувной компании рассчитывают на продолжение её истории успеха по двум направлениям. Во-первых, Jimmy Choo будет развивать свой бренд в Азии, то есть в основном в Китае и Японии, где он уже имеет двузначные годовые темпы роста выручки и регулярно открывает новые магазины. К этим странам может присоединиться и Малайзия, где Джимми Чу уже много лет остаётся одной из самых популярных международных «звёзд». Не зря во время IPO 4,6% акций купил сингапурский суверенный фонд, хорошо понимающий возможности азиатского рынка. Во-вторых, расширение товарной линейки должно привлечь к бренду новых покупателей. Сейчас порядка 20% выручки приносят сумки и аксессуары, и развитие этого бизнеса может заметно поднять общие продажи.

Главной проблемой компании были огромные обязательства перед JAB, обслуживание которых не только съедало операционную прибыль, но и создавало хронический убыток. Так, при выручке за 2013 год в £281,5 млн операционная прибыль составила £25,1 млн, а финансовые расходы £50,1 млн. Правда, в первом полугодии 2014 года ситуация улучшилась: при выручке в £150,2 млн операционная прибыль снизилась до £15,4 млн, зато чистые финансовые расходы сократились до £14,4 млн, то есть у компании даже появилась прибыль. Правда, с учётом налогов на £4,1 млн в конечном итоге акционеры всё равно видят лишь убыток. Впрочем, всё не так страшно. JAB решила эту проблему, 3 октября обменяв обязательства Jimmy Choo в размере £475 млн на акции компании, и уже в следующей отчётности всё будет в порядке и с прибылью, и с активами.



Теги: IPO, Jimmy Choo, акции

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи