Россия и Китай практикуют сделки на основе бартерного обмена, сообщает агентство Reuters. Например, Москва поставляет Пекину пшеницу и семена льна в обмен на автомобили и стройматериалы. Федеральная таможенная служба уточняет, что доля таких сделок во взаимном товарообороте очень незначительна.
По нашим данным, 80–90% расчетов КНР и РФ осуществляют в юанях и рублях. Скорее всего, бартерные сделки заключаются, когда денежные транзакции затруднительны или даже невозможны, так как некоторые китайские банки, опасающиеся вторичных санкций, максимально затягивают сроки проведения средств между участниками сделок. Бартер — неплохая альтернатива в условиях санкций, но натуральный обмен товарами давно устарел, да и современная экономика — это экономика услуг и технологий, которые оплачивать по бартеру крайне сложно, если вообще возможно.
На наш взгляд, весьма эффективной заменой платежей через банки могли бы стать трансграничные расчеты в государственных цифровых валютах, что могло бы защитить экспортеров и импортеров обеих стран от санкций недружественных государств. В Китае уже есть в обращении цифровой юань, а в России со следующего года будет запущен цифровой рубль. Если бы удалось осуществить трансграничные расчеты в государственных цифровых валютах между Россией и Китаем, возможно, в перспективе такой формат могли бы использовать все страны БРИКС.