Правительство РФ в понедельник внесло в Госдуму проект Федерального бюджета на 2025‑2027 года. Мы считаем, что бюджет окончательно подстроился под новые реалии. Основные принципы бюджетной политики – устойчивость бюджетной системы и приоритетность расходов на оборону. Дума может рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября.
- Доходы бюджета в 2025 году вырастут до 40,3 трлн рублей, или 18,8% ВВП.
- Нефтегазовые доходы снизятся до 10,9 трлн рублей (5,1% ВВП).
- Причина – сокращение объемов экспорта и снижение цен на нефть.
- Ненефтегазовые доходы увеличатся до 29,4 трлн рублей (13,7% ВВП).
Драйверы роста – повышение налога на прибыль и НДФЛ, утилизационный сбор.
- Расходы в 2025 году составят 41,5 трлн рублей, или 20,1% ВВП – незначительный рост.
- На 2025 год запланирован дефицит в 1,18 трлн рублей, или 0,5% ВВП.
Дефицит небольшой, эффект на инфляцию нейтральный
- Временные источники финансирования заменены постоянными (рост налогов).
- Макропрогноз Минэкономразвития противоречив в части роста ВВП, тарифов и инфляции.
Прогнозирует инфляцию 4,5% и ВВП +2,5% год к году при сильном росте тарифов. Доходы бюджета вырастут до 18,8% ВВП.
Проект Федерального бюджета на 2025 год предполагает следующие изменения относительно текущего года
- Доходы вырастут с 36,1 трлн рублей (18.4% ВВП) до 40,3 трлн рублей (18,8% ВВП)
- Нефтегазовые доходы снизятся до 10,9 трлн рублей (5,1% ВВП) из-за сокращения объемов экспорта и падения цен на нефть.
- Из‑за временного снижения НДПИ на газ бюджет недоберет 550 млрд рублей.
- На финансирование расходов бюджета потратят 9,1 трлн рублей, а 1,8 трлн рублейбудут зачислены в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
- Ненефтегазовые доходы вырастут до 29,4 трлн рублей (13,7% ВВП) с 24,8 трлн рублей (12,7% ВВП).
Драйверы роста – увеличение номинального объема ВВП плюс 2,6 трлн рублей за счет повышения налога на прибыль и НДФЛ и увеличения утилизационного сбора почти на 0,9 трлн рублей.
Таким образом, налоговая нагрузка повышается. На смену разовым налоговым поступлениям приходят постоянные источники финансирования, чтобы покрывать неснижаемые обязательства бюджета.
Расходы вырастут незначительно
Согласно проекту Федерального бюджета, расходы в 2025 году составят 41,5 трлн рублей (20,1% ВВП), то есть немного вырастут относительно фактического исполнения текущего года 39,4 трлн рублей (19,3% ВВП). Изначально расходы в 2024 году планировались в размере 35 трлн рублей. Мы считаем, что незначительный рост расходов окажет нейтральное влияние на инфляцию.
Дефицит – всего 0.5% ВВП, нейтрально для инфляции
На 2025 год запланирован дефицит в 1,18 трлн рублей, или 0,5% ВВП. На текущий год дефицит изначально планировался на уровне 1,5 трлн рублей, или 0,9% ВВП, но оценка дефицита бюджета повышена до 3,3 трлн рублей, или 1,7% ВВП. План по заимствованиям за 9 месяцев текущего года исполнен только на 60%. Скорее всего, план будет выполняться, либо за счет выпуска ОФЗ с плавающей ставкой, либо с помощью нерыночных продаж. ФНБ не будет источником финансирования дефицита в следующем году. На сегодняшний день ликвидная часть около 5 трлн рублей – неприкосновенный запас. В 2025 году нефтегазовый дефицит сократится до 5,6 % с 7,5%ВВП.
Риски макропрогноза: тарифы и инфляция против роста ВВП
Повышение коммунальных платежей на 11.9% вместе с ростом тарифов РЖД на 10-14% и налога на импортные автомобили суммарно дадут 1,5-2 п.п. инфляции в следующем году. В таком случае прогноз Минэкономразвития по инфляции 4,5% при реальном росте ВВП 2,5% год к году в течение трех лет труднодостижим.
Есть два варианта развития событий
- Банк России будет достигать цели по инфляции, и рост ВВП будет ниже запланированного.
- Инфляция превысит прогноз 4,5%, и номинальные показатели будут выше, в частности ненефтегазовые доходы бюджета.
Как эскалация конфликта на Ближнем Востоке скажется на стоимости нефти
О событиях на международном рынке нефти рассказала финансовый аналитик Лена Петрова.Цены на сырую нефть растут на фоне опасений дефицита поставок после недавних событий на Ближнем Востоке. Это критически важный регион для поставок энергоносителей по всему миру, и после нескольких недель продолжающейся эскалации – сначала взрыва пейджеров в Ливане, затем целенаправленного убийства Насраллы и наземного вторжения ЦАХАЛа в Южный Ливан – и ответных действий Ирана на эти события, а также волны убийств, произошедших за последние несколько месяцев, кажется, что перерастание конфликта в масштабную войну уже не за горами.
Продолжение