Накануне обвала 2008‑го американский рынок захлестнула волна байбэков — выкупов эмитентами собственных акций с открытого рынка. Возможно, это стало одной из основных причин сокращения торговых оборотов в акциях за океаном. Российские компании наиболее активно начали выкупать свои акции уже после того, как кризис миновал.
Компании тратят свои свободные средства и повышают прибыль на акцию (EPS, Earnings Per Share). В отличие от выплаты дивидендов, байбэки обычно не приводят к угрозам падения стоимости акций компании. У акционеров есть выбор — монетизировать свои вложения в акции либо увеличивать реальную долю в компании, отказавшись от выкупа. На протяжении десятилетий этот механизм функционировал исправно, но с началом 2000‑х его механизм работы серьезно начал влиять на рыночную ситуацию. С 2004 года размер капитала, потраченного американскими публичными компаниями на выкуп собственных акций, стал неуклонно расти, в среднем на 100% в год (см. рис. 1). Пик тенденции пришелся на август-сентябрь 2007‑го: за два месяца с открытого рынка исчезли бумаги на сумму более $100 млрд. Согласно статистике по компаниям, входящим в индекс Russell 3000, за последние несколько лет с рынка было выведено бумаг более чем на $3 трлн.
Глава Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт полагает, что выкуп эмитентом акций с рынка может быть хорошей идеей, однако лишь до тех пор, пока цена не слишком высока. То, что произошло в последние предкризисные годы, явно идет вразрез с таким заявлением. Статистика свидетельствует о том, что наиболее активно американские компании выкупали собственные акции в период высоких цен непосредственно перед обвалом 2008‑го. Последовавшее за‑ тем падение фондовых индексов сопровождалось снижением объема байбэков более чем в пять раз к зиме 2008–2009‑го. За это же время основной индикатор американского рынка S&P 500 просел чуть более, чем вдвое. Эмитенты, с удовольствием покупавшие свои бумаги по высоким ценам, не захотели брать их дешево. Менеджмент, на пиках 2007‑го считавший акции своих компаний недооцененными, на «дне» 2008–2009‑го решил, что они переоценены.
Впрочем, вполне вероятно, что в этот период у эмитентов просто закончились свободные деньги. Скорее всего, бум байбэков возник из‑за того, что у менеджеров большинства компаний иссякли идеи, куда вкладывать образовавшийся свободный капитал. Обратный выкуп — достаточно простое средство повысить прибыль на акцию, а заодно и толкнуть вверх котировки бумаг. И никаких умственных затрат, никакого креатива: только деньги, которых до кризиса на руках было в достатке.
Локомотивом бума байбэков выступила верхушка списка наиболее капитализированных публичных компаний Америки. На 50 эмитентов — лидеров по капитализа‑ ции из индекса Russell 3000 за период с 2004 по 2012 год пришлось более половины дол‑ ларового объема всех выкупов. А 30 компаний, входящих в индекс Dow Jones Industrial Average, потратили на байбэки 44% от общих колоссальных $3 трлн. И хотя мелкие компании также порой выкупают с рынка свои бумаги, байбэки, как правило, объявляют эмитенты, капитализация которых относительно велика. Еще одна интересная деталь: абсолютное большинство выкупов пришлось на высокотехнологичные и финансовые компании (включая банки), в то время как наименьшую активность проявили предприятия коммунального и телекоммуникационного секторов (см. рис. 2).
Объем капитала, потраченного американцами на байбэки, демонстрирует отчетливую корреляцию с внутридневными торговыми оборотами на NYSE (см. рис. 3). А потому вполне вероятно, что массовый выкуп и, соотвественно, сокращение количества ценных бумаг в обращении стали одними из основных причин двукратного падения торговых оборотов на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Русский байбэк
В России байбэки до недавнего времени не были массовым явлением. Довольно долго страна фактически обходилась без байбэков, они начались лишь после кризисного периода 2008‑го. Самой заметной в докризисный период стала покупка «Норильским Никелем» собственных акций на общую сумму около 70 млрд рублей. Когда же фондовый рынок обвалился, многие компании, в отличие от американских, посчитали выкуп подешевевших бумаг хорошим вложением капитала. Помимо «Норникеля», о своем желании выкупить свои акции заявили «Северсталь», Sollers, «Вимм-Билль-Данн», «Уралкалий», «Распадская» и некоторы менее крупные эмитенты.
Отечественная практика байбэков имеет свою специфику. По словам частного трейдера Дениса Панасюка, часто обратный выкуп проводится из‑за того, что собственникам нужны средства, а они не могут или не хотят проводить публичное размещение. Кроме того, г-н Панасюк отмечает, что большинство байбэков проводится не для всех участников рынка, а в интересах менеджмента или собственников компаний-эмитентов.
Как отмечает управляющий партнер хедж-фонда Scorpii18 Сергей Шаламов, грядущий байбэк может стать хорошей возможностью заработать. Однако далеко не всегда цена выкупа превышает реальную оценочную стоимость компании, а потому, принимая инвестиционное решение, имеет смысл закладывать в расчеты «подушку безопасности» на случай дисконта.
При этом выкуп с рынка собственных акций компанией «первого эшелона» обычно не приводит к заметному снижению ликвидности бумаг в биржевом «стакане», отмечает эксперт ITinvest Василий Олейник. Влияние байбэка на торговые обороты на фоне других факторов практически незаметно. В то жевремя, по словам частного управляющего Андрея Есина, выкуп низколиквидных бумаг с рынка порой приводит к снижению актив-ности торгов ими практически до нулевой отметки.