Меры, которые принимает ЦБ РФ для стабилизации ситуации в банковском секторе и стимулирования экономического роста, не находят понимания среди участников финансового рынка. Банкиры сходятся во мнении, что в текущем варианте ДКП регулятор уходит от своих прямых обязанностей по поддержанию курса рубля. Именно такой вывод можно сделать по итогам заседания Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, посвященного роли денежно-кредитной политики в развитии российской экономики.
Заседание отраслевой комиссии РСПП, прошедшее 22 октября, началась с доклада Александра Хандруева, вице-президента Ассоциации региональных банков «Россия» и бывшего первого зампреда ЦБ РФ. Финансист посетовал, что в денежно-кредитной политике Банка России отсутствует какая-либо определенность и это затрудняет решение актуальных проблем как в банковском секторе, так и в российской экономике.
Хандруев указал на то, что в законе о Центробанке РФ основная функция регулятора определяется как «защита и обеспечение устойчивости рубля», однако сам Банк России видит своей главной задачей таргетирование инфляции и показателя безработицы. Кроме того, в последнем варианте ДКП регулятор отмечает, что текущие экономические проблемы требуют от него принятия «нестандартных мер». В этой связи Хандруев задается вопросом: соответствует ли нынешний функционал ЦБ РФ обязанностям, прописанным для него в Конституции РФ.
«Какую денежно-кредитную политику проводит сейчас Центробанк? По сути, это нестандартная политика таргетирования финансовой стабильности, которая включает в себя элементы таргетирования валютного курса, элементы таргетирования ВВП и занятости, а также элементы таргетирования инфляции», – заявил финансист.
По мнению Хандруева, в текущей экономической ситуации ДКП должна быть более четкой и ориентированной на совершенствование системы рефинансирования кредитных организаций, а также развитие межбанковского рынка.
Вадим Гераскин, замгендиректора бизнес-группы «Базовый элемент», выразил солидарность с первым докладчиком. Финансист отметил, что действующая денежно-кредитная политика ЦБ РФ фактически выступает фактором негативного влияния на российскую экономику – наряду с санкциями и снижением цен на нефть. По его словам, регулятор использует не те рычаги воздействия, чтобы таргетировать инфляцию, поскольку этот показатель зависит, главным образом, от тарифов естественных монополий и колебаний цен на продовольствие. Жесткая монетарная политика, проводимая регулятором, может разрушить сложившуюся экономическую систему, считает Гераскин.
«Для промышленных предприятий необходимо развитие механизмов хеджирования. Хорошо, если рынок позволяет заложить риски в ценах, но это ведь будет противоречить политике таргетирования инфляции», – высказал свое пожелание к ЦБ бизнесмен.
Михаил Ершов, член Межрегионального банковского совета при Совете Федерации и бывший вице-президент «Росбанка», также отметил в ходе своей презентации, что высокая ключевая ставка ЦБ РФ придавила рост российской экономики. Он обратил внимание Комиссии на то, что другие сырьевые валюты, в том числе тех стран, что зависят от экспорта нефти в большей степени, чем Россия, обесценились значительно меньше рубля.
Виталий Маневич, главный научный сотрудник Центра эволюционной экономики Института экономики РАН, в свою очередь, выразил убежденность, что повышение ставки ЦБ РФ до 17% в декабре 2014 года не оказало стабилизирующего воздействия на валютный рынок. «Банк России продал за квартал четвертую часть валютных резервов. Это и без всякого повышения ставки могло бы стабилизировать курс рубля», – пояснил он.
Маневич подчеркнул, что в последние полтора года рубль повторял движения нефтяных котировок лишь в течение первых 12 месяцев, а в остальные время прямой зависимости между курсом нацвалюты и ценами на черное золото не было. «Это говорит о том, что пока сохраняется положительное сальдо торгового баланса – нефть не влияет на динамику рубля», – сказал экономист.
Представитель ЦБ РФ, присутствовавший на заседании, поблагодарил спикеров за высказанные замечания, но при этом отметил, что в своих претензиях они редко упоминали фактор санкций, который, между тем, оказал огромное влияние на целый ряд важных экономических показателей. Финансист также прояснил основную задачу Банка России для участников заседания, заявив, что она заключается в «обеспечении ценовой стабильности в среднесрочной перспективе с учетом состояния экономики».
Напомним, что 11 сентября совет директоров Банка России принял решение оставить ключевую ставку без изменений – 11% годовых. В этом году ЦБ РФ уже пять раз снижал ставку, последнее изменение имело место 3 августа, когда регулятор понизил значение ключевой ставки на 0,5 процентного пункта. Эльвира Набиуллина тогда заявила, что темпы снижения ставки могут быть замедлены.