За небольшой книгой ученого-палеоантрополога, преподавателя и популяризатора науки Станислава Дробышевского «Почему жирафы не стали людьми и другие вопросы эволюции» стоит серьезная работа с солидным перечнем отечественных и зарубежных научных публикаций.
Живым и доступным языком, с долей юмора, автор рассказывает, какими были прапрапредки человека и жирафа, где обитали и какой образ жизни вели, когда разошлись пути людей и длинношеих, почему и на каких этапах эволюции эти ветви вновь пересекались.
Здесь много интересных фактов о том, когда человек слез с дерева и лишился хвоста, почему первые жирафы были похожи на крыс, о чем можно узнать, изучив строение зубов того или иного вида, когда и для чего появились рога у древних копытных и кто был самым ловким охотником, чем были опасны древние свиньи и как разговаривают жирафы. Вы узнаете, могли ли обезьяны пересечь океан и почему у жирафа язык имеет насыщенный черно-фиолетовый цвет, чем питались наши далекие предки и с кем конкурировали за территорию, так ли опасно для нас глобальное потепление.
Книга будет одинакова интересна и маленьким почемучкам, и взрослым читателям.
Несколько цитат
-
Рукокрылые не пустили нас в небо, а через то не дали нам слишком специализироваться в строении рук и мозгов. Если бы мы полетели, то не стали бы умными и не читали бы эту книгу.
-
Будем честны, кошки — тоже не вершина интеллекта, но они берут другим: их рефлексы отточены до совершенства, а реакция молниеносна.
-
Хищники засадные, хищники бегающие, большие и маленькие — все хотели есть! И страдали от них в первую очередь именно предки жирафов, тогда как приматы взирали на это с высоких ветвей.
-
У обезьян функцию манифестации выполняют клыки, а у человека — мимика, речь и, с некоторых пор, — рукотворные украшения.
-
Олени взяли, видимо, непривередливостью: они не придуриваются, жрут все, что дают — траву, листья, ветки, кору, даже ягель в тундре, — и не жалуются.
-
Если у демонического саблезуба появляется альтернатива — гоняться за суетливыми двуногими, которые мало того что в любой момент могут залезть на дерево, так еще кричат, треплют нервы, швыряются камнями и палками и могут выбить глаз, или же придушить на обед буйвола или гигантскую антилопу — выбор более чем очевиден.
-
Жирафы очень общительны и помногу разговаривают, только вот на частоте, близкой к инфразвуку, — чаще от 35 до 144 Гц, в среднем на 92 Гц, так что человек этих звуков большей частью не улавливает.
-
Мы ответственны за то, чтобы наши соратники по эволюции не исчезли и по-прежнему украшали собой африканские саванны.
Книга предоставлена издательством «Бомбора»
Почему наука – это не страшно, объясняет Григорий Тарасевич
Книга «О науке без звериной серьезности» представляет собой сборник публикаций автора в «Коте Шредингера» и «Русском репортере», цель которых – «спровоцировать размышления о том, как причудлив наш мир, как сложны окружающие нас предметы и явления. И эта сложность – не повод для испуга, а причина для любопытства».Тарасевич легко и иронично рассказывает о том, как работают научные журналисты, пытается разобраться, возможно ли просто рассказать о сложном, без нагромождения формул и заковыристых терминов, как разговорить «политически озабоченного биолога» и какие фразы бесят ученых, чем российская наука отличается от зарубежной, почему даже хорошо образованные люди попадаются на удочку мошенников от лженауки. Не забыл автор и про финансовый вопрос.