Выручка AbbVie во втором квартале 2015 года, полученная в основном за счет продаж иммунодепрессанта Humira, выросла на 11,1% и составила $5,48 млрд. Чистая прибыль фармацевтической компании за три месяца составила $1,37 млрд, или $0,83 на акцию, против $1,1 млрд и $0,68 на акцию годом ранее. Скорректированная прибыль на акцию выросла до $1,08 против $0,82 годичной давности, превысив ожидания аналитиков Zacks ($1,06 на бумагу).
Рост выручки, в целом достойный, не дотянул до ожиданий аналитиков Уолл-стрит: эксперты, опрошенные Zacks Investment Research, прогнозировали продажи на уровне $5,6 млрд.
Конкуренция за больных
Хотя рынок препаратов против гепатита С в настоящий момент переживает бум, продажи нового лекарства компании, Viekira Pak, пока не оправдывают ожиданий ее руководства, признался CEO AbbVie Ричард Гонзалез в ходе конференции с аналитиками. Как сообщает The Wall Street Journal, глобальные продажи лекарства во втором квартале обеспечили выручку объемом $385 млн, включая $227 млн в США, что оказалось ниже прогнозов экспертов.
Основная проблема заключается в том, что Viekira Pak не выдерживает конкуренции с аналогичными препаратами производства Gilead Sciences Inc.: во-первых, те раньше поступают на рынок, а во-вторых, – более удобны в применении. Например, один из продуктов Gilead – Harvoni – требует приема таблетки всего один раз в сутки, в то время как Viekira Pak надо принимать несколько раз в день.
Еще одна проблема компании, озвученная Гонзалезом, – сокращение количества больных гепатитом С в США, в том числе больных под надзором Управления по вопросам здравоохранения ветеранов, которое переживает трудности с финансированием. Глава фармацевтического гиганта ожидает, что возобновление финансирования организации обеспечит более активные закупки Viekira Pak в текущем году.
AbbVie также пыталась нарастить рыночную долю за счет дисконтных предложений страховым компаниям, которые покрывают клиентам расходы на лекарства. Скидка предоставлялась в обмен на эксклюзивный статус Viekira Pak в страховых программах для больных гепатитом С. Однако Gilead Sciences нанесла встречный удар, также предложив страховщикам скидки на свою продукцию.
Более детально ситуация с рынком препаратов от гепатита С станет понятна во вторник, когда о своих финансовых результатах отчитается Gilead Sciences.
Зависимость от иммунодепрессантов
Выручка от глобальных продаж иммунодепрессанта Humira – флагманского продукта компании и самого продаваемого лекарства в мире – выросла на 7,6% и составила $3,5 млрд за квартал, не дотянув до ожиданий аналитиков. Хотя в США продажи выросли на 29%, за рубежом они упали на 14%, что AbbVie объясняет преждевременными морскими поставками лекарства в первом квартале.
В настоящий момент Humira обеспечивает более 60% всей выручки компании. При этом инвесторы сомневаются в том, что AbbVie сможет и дальше поддерживать рост продаж своего флагманского продукта. В Европе активно распространяется дешевый аналог под брендом Remicade. Кроме того, в конце 2016 года истекает часть американских патентов на Humira, что дает возможность конкурентам в США беспрепятственно выпускать дешевые аналоги.
AbbVie надеется поддержать продажи Humira за счет новой формулы, обеспечивающей менее болезненные инъекции, а также за счет более длительных патентов. Однако вряд ли ей по силам предотвратить выпуск дешевых аналогов Humira по ранним патентам. Например, компания Amgen Inc. планирует предложить такой уже в 2017 году. А страховщики могут и не захотеть платить за новую формулу Humira при наличии дешевых аналогов.
Борьба за место под солнцем
Abbvie уже сделала ряд шагов к снижению зависимости от одного препарата. В пятницу Администрация продовольствия и лекарств США одобрила новое лекарство компании Technivie против подтипа гепатита С. Еще один шаг к независимости – недавняя сделка по приобретению компании Pharmacyclics Inc., давшая AbbVie право на реализацию препарата Imbruvica против рака крови (в сотрудничестве с Johnson&Johnson). Согласно отчету компании, выручка от продаж Imbruvica за квартал составила $107 млн, причем это частичный результат, поскольку сделка по поглощению завершилась в мае. По подсчетам AbbVie, продажи нового препарата за весь квартал составили бы около $234 млн.