Market Vectors / Financial One

«Если тебе отрезали ноги, спасибо, что дают костыли»

«Если тебе отрезали ноги, спасибо, что дают костыли» Фото: Кухмарь Кирилл \ ТАСС
4018

Негосударственные пенсионные фонды, в целом, положительно оценивают реформу по введению индивидуального пенсионного капитала (ИПК), однако считают, что она не заменит накопительную систему. При этом главный риск новой реформы заключается в том, государство в какой-то момент может начать рассматривать эти средства как источник, который можно изъять. 

«Если тебе отрезали ноги, то спасибо, что дают костыли», – подытожил свое выступление на VIII Российском пенсионном конгрессе, организованном УК «КапиталЪ», президент НП «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» Константин Угрюмов. Напомним, в соответствии с концепцией модернизации пенсионной системы, которая должна вступить в силу в 2019 году, граждане автоматически будут отчислять до 6% от зарплаты в систему ИПК, которая придет на смену системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Как стимул эти 6% государство обещает не облагать НДФЛ. Управлять отчислениями будут негосударственные пенсионные фонды. От отчислений можно будет отказаться, написав заявление.

Свет в конце тоннеля

Несмотря на то, что присутствовавшие на конгрессе представители Минфина и ЦБ несколько раз повторили, что система ОПС приказала долго жить, НПФ не до конца смирились с этой потерей. «Оставались какие-то сомнения и надежды на то, что в каком-то виде накопительный компонент пенсионного страхования останется. Можно сказать, что новость об ИПК сшибла все наши надежды», - заявил Константин Угрюмов.

Эксперты уверены, что ИПК нельзя считать достойной заменой ОПС. Тем не менее представители индустрии в целом  оценили позитивно новую концепцию. «В условиях, когда последние несколько лет действует мораторий и накопления наших граждан увеличиваются только за счет инвестдохода, а не за счет отчислений работодателя, ИПК – это новая возможность, чтобы накопления вновь начали формироваться», – заявила FO гендиректор НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская.

Гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов добавляет: «Для индустрии – это свет в конце тоннеля. Последние два года я жил с ощущением, что мы идем стремительно ко дну. ИПК – это попытка при сопротивлении с соцблоком финансово-экономического лагеря хоть что-то сделать для того, чтобы граждане смогли копить на будущие пенсии».

Элегантное повышение налога

Для индустрии ИПК – это возможность получить свежие деньги, а не только перераспределить пирог в 3 трлн рублей. Однако всех участников дискуссии смущает вопрос «псевдодобровольности» участия в новой системе, так как граждане будут подписаны на нее автоматически. Впрочем, как пояснили в ЦБ, автоподписка – это обязательное условие, чтобы система начала работать. «Система ИПК должна быть обязательной. Рассчитывать на то, что добровольно люди понесут свои деньги в накопительный компонент, при том, что у 5 млн граждан заработная плата на уровне 7,5 тысяч рублей..., рассчитывать на то, что люди после того, как у них в течение последних 4 лет забирали живые деньги, которые они сознательно отправили в накопительную систему, что они после этого понесут еще свои просто так, не приходится», – согласен Константин Угрюмов.

Правда, фактически это означает повышение налогового бремени на граждан. «Деньги ОПС нужны для текущих выплат пенсионерам. Для будущих выплат нужно повышать налоги. В преддверии выборов слова о повышении налогов нельзя произносить. В итоге придумали элегантный способ повысить налоги под названием «индивидуальный пенсионный капитал». Как бы это все не называлось, на самом деле это повышение страховых взносов, но так как на работодателей их вешать неприлично, решили повесить на граждан», – считает Сергей Околеснов.

Ставка на лень

Тем не менее при желании граждане все же смогут написать заявление и отказаться от участия в ИПК. В ЦБ делают ставку на лень основной массы населения. Большинство просто не захочет вникать в детали и писать отказ. НПФ тоже на это рассчитывают. Лариса Горчаковская из НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» разделяет позицию ЦБ, что около 50% будет участвовать в этой системе.

Однако некоторые сомнения на этот счет все же остаются. «С одной стороны, мне лично интуитивно кажется, что лень победит. Но судить на основании собственных ощущений бессмысленно, нужно провести маркетинговое исследование. Не исключено, что, если люди поймут, что они получают на свою зарплатную карту каждый месяц меньше денег, то значительная часть в результате откажется», – добавляет Сергей Околеснов.

Налоговые льготы должны немного подсластить пилюлю. «На наш взгляд, и мы будем предлагать это Минфину и ЦБ, можно было бы подумать о проработке системы стимулирования перечисления в систему ИПК. На 4% еще + 2% от государства, на 6 – еще +3%», – предложил Константин Угрюмов. Впрочем, в условиях заявленной нехватки денег едва ли оно на это пойдет.

В идеале все должны быть довольны – и НПФ, которые получат свежие деньги, и граждане, которые смогут копить на пенсию, если в очередной раз решат поверить обещаниям свыше. Государство почти убедило НПФы забыть про ОПС, а население – про замороженные пенсионные накопления.

Однако неприятный осадок все же остался. «А где гарантии, что когда мы соберемся на XXXVIII пенсионном конгрессе, нам не скажут «ИПК не пошел, введем какой-нибудь коллективный пенсионный капитал?», – задается риторическим вопросом президент «Атомгаранта» Виктор Китаев.

«Самый большой риск, что пенсионные деньги будут рассматриваться как инструмент мобилизационной экономики, как источник, который подлежит изъятию», – озвучил свои опасения глава ассоциации НПФ «Альянс пенсионных фондов» Сергей Беляков.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи