Новостной поток

За возможным слиянием Honda c Nissan стоит китайская угроза

23.12.2024 16:04
128

(Рейтер) Союзы возникают либо вынужденно, либо из практических соображений. Слияние японских автогигантов Honda и Nissan , если оно состоится, будет оборонительным пактом, необходимым для защиты от китайских производителей электрокаров, стремительно завоевывающих мир.

Honda, вторая по величине автомобильная компания Японии, и Nissan, идущая на третьем месте, начали переговоры об объединении и планируют к августу 2026 года вывести на биржу новую компанию. Первые новости об укреплении сотрудничества поступили от двух источников в среду.

Это будет крупнейшая сделка в отрасли с момента $52-миллиардного слияния Fiat Chrysler Automobiles c PSA в 2021 году, когда был образован новый глобальный гигант Stellantis .

Новая японская автогруппа займет третье место в мире по продажам после Toyota и Volkswagen. Умножение ресурсов даст ей шанс на более успешную конкуренцию с Tesla и быстро поднявшимися китайскими соперниками, такими как BYD.

Растущее превосходство Китая в отрасли электромобилей беспокоит всех традиционных автопроизводителей, однако для Японии ситуация особенно тревожна - под угрозой обширная цепочка поставок в автомобильной отрасли, которая долгие годы является движущей силой национальной экономики.

Как и другие зарубежные автопроизводители, Honda и Nissan теряют влияние в самом Китае, крупнейшем автомобильном рынке мира, по мере того как BYD и другие китайские компании завлекают потребителей электромобилями и гибридными машинами с инновационным программным обеспечением.

Пострадав от спада активности на китайском рынке, Honda сообщила в ноябре о снижении квартальной прибыли на 15% и сократила персонал в КНР. Давно испытывающая трудности, Nissan намерена уволить 9.000 сотрудников по всему миру и снизить производственные мощности на 20% после падения продаж в Китае и Соединенных Штатах.

Сансиро Фукао, научный сотрудник Исследовательского института Иточу в Токио, предупреждает, что стремительное внедрение инноваций китайскими производителями электромобилей не оставляет Honda и Nissan времени на сохранение прежней бизнес-модели.

"Прошли те времена, когда автопроизводители объединялись, генерировали прибыль за счет массовости выпуска и вкладывали ее в пятилетние планы реструктуризации".

Резкий спад в автомобильной отрасли будет особенно болезненным для Японии - это самый мощный сектор в четвертой по величине экономике мира, так как в других сферах, таких как бытовая электроника и производство микросхем, лидерство японцев с годами ослабло.

"В Японии все в конечном счете сводится к автомобилям. Без подъема в автомобильном секторе невозможно рассчитывать на улучшение ситуации во всей японской обрабатывающей промышленности", - подчеркивает Такуми Цунода из Shinkin Central Bank.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Цепочка поставок автомобильного сектора в Японии насчитывала порядка 60.000 компаний в мае 2024 года, согласно исследованию Teikoku Databank. Совокупный объем деловых операций достиг 42 триллионов иен ($270 миллиардов), что эквивалентно 7% номинального ВВП в 2023 финансовом году.

По данным Японской ассоциации автопроизводителей, в отрасли заняты более 5 миллионов человек, что составляет 8% от общей численности рабочей силы.

Консолидация за счет слияния может помочь сократить расходы и объединить ресурсы, но пока неясно, сможет ли японская автомобильная промышленность, как и американская или немецкая, в достаточной степени конкурировать в сфере электромобилей.

Японские автопроизводители воспитаны в духе национальной традиции производственного мастерства "монодзукури". Значительное влияние на них оказал лидер рынка - компания Toyota , которая революционизировала современную промышленность системой бережливого производства и поставкой компонентов точно в срок.

Культуры поступенчатого усовершенствования и увеличения эффективности производственных линий обеспечила подъем японской автомобильной промышленности с конца 1970-х годов.

Однако с переходом на "умные" электромобили интерес потребителей сместился к функциям автономного вождения, основанным на программном обеспечении, и цифровых функциях - а в этом более преуспели китайские автомобилестроители.

Toyota наиболее громко из японских автопроизводителей высказывается о потенциальном ущербе от резкого перехода на электромобили: председатель компании Акио Тойода в октябре предупредил, что будущее, ориентированное исключительно на электромобили, приведет к массовой потере рабочих мест, особенно у поставщиков и на тех заводах, которые выпускают двигатели.

Toyota уже давно продвигает так называемую многоходовую стратегию, которая включает в себя производство гибридов, автомобилей на водороде, а также электромобилей.

Эйкей Судзуки из Либерально-демократической партии Японии, представляющий префектуру Миэ, где находится завод Honda и трасса Формулы-1, надеется на то, что объединение Honda и Nissan повысит их конкурентоспособность на мировом рынке.

Однако он добавил, что если слияние негативно скажется на производстве внутри Японии и занятости, это пойдет вразрез с политикой премьер-министра Сигэру Исибы, который пообещал оживить экономику провинций.

"Мы рассчитываем на то, что вопросу занятости в японских регионах будет уделено должное внимание", - сказал он.

($1 = 155,3600 иены)

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Кантаро Комия, Маки Сираки и Ёсифуми Такемото при участии Рицуко Симидзу, Сакуры Мураками)







Интервью: Профильное образование и профессиональный опыт действительно позволяют иначе взглянуть на личные финансы

Как стать квалифицированным специалистом финансового рынка

Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность

Загрузка...

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • Банки повышают ставки: ждут сохранения ключевой или мультибанкинга?
    Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 16.10.2025 20:07
    365

    По оценкам маркетингового агентства Marcs, в октябре некоторые российские банки, вопреки общей тенденции к снижению процентных ставок, начали повышать проценты по своим вкладам. Так, «Яндекс банк» увеличил процент по вкладу на 3 месяца на 1,5 процентного пункта до 16% годовых.

    more

  • X5 усиливает рост за счет дискаунтеров и цифровых сервисов
    Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 16.10.2025 19:17
    319

    Х5 Group опубликовала предварительные операционные результаты за третий квартал и девять месяцев 2025 года. Консолидированная выручка выросла на 18,5% год к году, до 1,16 трлн рублей, а за девять месяцев на 20,3% г/г, до 3,4 трлн. Сети “Пятёрочка” и “Чижик” стали основными драйверами роста, они прибавили 15,6% г/г и 65,3% г/г соответственно. “Перекрёсток” прибавил 7,5%.more

  • Цена нефти остается под давлением
    Андрей Мамонтов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 16.10.2025 17:55
    390

    Фьючерсы на нефть марки Brent в среду закрылись на уровне -0,77%. Черное золото остается под давлением из-за опасений по глобальному профициту предложения — во вторник МЭА прогнозировало рекордный мировой избыток нефти на уровне 4 млн баррелей в сутки в 2026 г. Учитываем, что цифры могут быть пересчитаны в ближайшие кварталы. more

  • Игорь Шимко про увольнения, выживание на рынке труда и путь к профессиональной устойчивости
    Автор: Елена Болотина 16.10.2025 17:40
    414

    На своем канале «Igor Shimko» профессиональный финансист, автор публикаций по фондовому рынку и инвестициям, эксперт РБК Игорь Шимко рассказал о растущей волне увольнений, изменениях в IT-секторе и том, как выстроить стратегию профессионального развития, чтобы сохранить устойчивость даже в сложные времена. more

  • На мировых рынках преобладает позитив, но осторожность сдерживает энтузиазм инвесторов
    Магомед Магомедов, аналитик ФГ «Финам» 16.10.2025 17:11
    441

    В четверг, 16 октября, на мировых рынках сохраняется преимущественно позитивный настрой, хотя высокая волатильность и нерешенность торговых и политических вопросов по-прежнему сдерживают энтузиазм инвесторов. more