Власти требуют хранить данные об авиабилетах в России

(Рейтер) Минтранс РФ разработал проект http://regulation.gov.ru/projects#npa=82032 постановления правительства, который предписывает хранить все данные о бронировании авиабилетов и регистрации пассажиров на российской территории для обеспечения суверенитета РФ, безопасности пассажиров и противодействия терроризму.
Компании-операторы, предоставляющие услуги бронирования и оформления авиабилетов на внутренних рейсах, должны быть зарегистрированы как российские юридические лица и обязаны хранить серверы с базами данных в РФ, следует из проекта постановления.
Данные должны храниться как минимум шесть лет; системы должны быть защищены от несанкционированного доступа и от блокировки извне.
Требования нужны "в том числе в целях обеспечения суверенитета Российской Федерации при выполнении воздушных перевозок", говорится в пояснительной записке к проекту.
"Ограничение или блокировка доступа отечественных авиакомпаний, использующих иностранные системы, может привести к дестабилизации пассажирских перевозок как на внутренних, так и на международных линиях", - говорится в ней.
Ряд российских авиакомпаний, включая крупнейшие Аэрофлот и Группу S7, пользуются услугами международных систем бронирования Sabre, SITA, Amadeus и другими.
Аэрофлот, по словам его представителя, использует Sabre, S7 переходит с SITA на Amadeus. Значительную долю занимает российская Сирена-трэвел, также используется система НСБ (Национальная система бронирования), которую разрабатывает госкорпорация Ростех.
"У Amadeus большой опыт в мониторинге и соблюдении регуляторных требований в различных правовых юрисдикциях, - говорится в комментарии компании в ответ на запрос Рейтер. - Мы остаемся привержены российскому рынку и продолжим следить за любыми событиями по этому вопросу".
SITA и Sabre не ответили на запрос Рейтер.
Представители Аэрофлота и Группы S7 отказались от комментариев.
Четвертая по объемам перевозок в РФ авиакомпания Ютэйр работает с системой Сирена-трэвел, сообщила представитель Ютэйр со ссылкой на главу пассажирского подразделения авиакомпании Павла Пермякова. Система соответствует западным стандартам, "принципиальной разницы в цене между российскими и международными провайдерами нет".
"Мы считаем, что для России крайне важно укреплять свой суверенитет во всех областях, включая и эту", - сообщил Концерн Радиоэлектронные технологии, который участвует в развитии системы НСБ.
"Для зарубежных компаний данный процесс может быть немного более затратным, - говорится в комментарии. - Тем не менее, если зарубежные компании захотят продолжать работать в России они, безусловно, должны будут перейти на новые стандарты, так же, как и российские компании, к примеру, обязаны выполнять все требования новых европейских законов о персональных данных".
В 2015 году в России вступили в силу поправки к закону "О персональных данных", которые обязывают российские и зарубежные компании хранить персональные данные россиян на серверах внутри страны.
Изначально закон должен был распространяться и на сферу авиаперевозок, но авиакомпании выступили с критикой таких мер. Объединяющая несколько российских авиакомпаний Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта говорила, что система продажи билетов практически полностью замкнута на иностранные сервисы бронирования, что не позволяет перенести все данные в Россию. В итоге авиаперевозки и операции с визами были выведены из-под действия закона.
"Предлагаемые Минтрансом поправки в законодательство идут вразрез в правилами Международной организации гражданской авиации ICAO, согласно которым отдельные страны не вправе создавать ограничения при обработке персональных данных в сфере авиаперевозок", - считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Именно поэтому авиаперевозчики сейчас выведены из-под действия текущего закона "О персональных данных" в России и General data protection regulation в Европе, говорит он.
(Глеб Столяров, Мария Коломыченко. Редактор Дмитрий Антонов)
Популярное
Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность |
-
JPMorgan делает ставку на ИИ: новая модель инвестиционного банкингаАвтор: Яна Кудрявцева 03.10.2025 17:40
368
JPMorgan представил новую стратегию в области искусственного интеллекта, которая может изменить саму модель инвестиционного банкинга и превратить банк в первую по-настоящему ИИ-финансовую организацию.
more -
«ВЕЛЕС Капитал» представил обзор фондового рынка на IV квартал 2025 годаАналитики ИК «ВЕЛЕС Капитал» 03.10.2025 16:27
407
Аналитики и инвестиционные консультанты ИК «ВЕЛЕС Капитал» подвели краткие итоги III квартала и представили обзор фондового рынка на IV квартал 2025 года.
more -
Американские или китайские технологические акции: что выбрать инвестору в ближайшие месяцы?Автор: Яна Кудрявцева 03.10.2025 15:45
390
Технологический сектор продолжает привлекать инвесторов, однако становится все сложнее сделать выбор между американскими и китайскими акциями. Оба направления показывают сильные результаты, и у каждого есть свои преимущества и риски.
more -
Цена нефти и газа. Дно и пикАндрей Мамонтов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 03.10.2025 15:34
428
Фьючерсы на нефть марки Brent в среду упали на 1,9%. Цены достигли 4-месячного минимума на опасениях глобального переизбытка предложения и слабого спроса на энергоносители. Продавцы смогли пробить 65,05, реализовались следующие цели падения 64,51–64,18.more
-
Увеличение доходов мотивирует россиян больше тратить даже на фоне высокой инфляцииНаталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 03.10.2025 15:20
390
Летом 2025 года, по оценке экспертов PFM (входит в структуру «Сбера»), расходы среднестатистического россиянина увеличились на 9,3% по сравнению с весной текущего года. Больше всего выросли расходы на поездки - на 14,5%, при том, что их общее число не изменилось. На втором месте по росту расходов летом оказались рестораны и кафе, посещение которых стало обходиться в среднем на 14% дороже, чем весной. more