Новостной поток

Владельцы газозаправочных станций в РФ терпят убытки и задумались о закрытии станций

24.08.2021 20:00
344

(Рейтер) Резкий рост оптовых цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ), достигших в РФ исторических максимумов, сослужил плохую службу участникам рынка: продажи упали, а подорожавший автогаз проигрывает конкуренцию бензину, говорят трейдеры.

Российский рынок СУГ до недавнего времени избегал государственного администрирования и пристального внимания со стороны регуляторов, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и повышал цены, не слишком опасаясь их реакции.

Но времена меняются: рост цен на 20% в августе заставил Минэнерго заговорить об изменении правил игры для экспортеров СУГ и настаивать на увеличении производства и поставок пропан-бутана на внутренний рынок.

Вдобавок повышение цен на автогаз на заправках лишает пропан-бутан преимущества в конкуренции с наиболее популярным моторным топливом в РФ - бензином А-92, что сказывается как на продажах самого газа, так и перевода машин на газобаллонное оборудование.

"Рынок разделился на два лагеря: одни готовы остановить или уже остановили продажи, другие - продолжают закупать газ по космическим ценам и вынуждены повышать цены на АГЗС", - сообщил один из трейдеров.

По оценке трейдеров, из-за резкого роста цен на СУГ сокращение реализации автогаза в РФ может составить до 10-15% к прошлогодним показателям.

Стремительный рост оптовых цен в августе произошёл с появлением информации о прекращении отгрузок пропан-бутана в рамках долгосрочных контрактов крупнейшим поставщиком на внутреннем рынке - Газпромом.

По мнению трейдеров, это связано с прекращением выработки и отгрузки СУГ на Сургутском ЗСК, на долю которого приходится около 15% от всех поставок в РФ (140.000-150.000 тонн в месяц), из-за приостановки прокачки сырья с Уренгойского ЗПКТ после пожара.

Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), крупнооптовые цены на СУГ в России с начала года выросли вдвое.

Расчеты Рейтер, основанные на данных Refinitiv Kortes, показали, что мелкооптовые цены на СУГ в РФ с начала года до середины августа выросли на 68% до 58.873 рубля за тонну (с НДС), что в пересчете на литры (при плотности 0,55 килограмм/литр) составляет 32,4 рубля за литр.

По данным всемирной ассоциации сжиженного углеводородного газа WLPGA, Россия по состоянию на 2019 год занимала второе место в мире после Турции по потреблению СУГ в качестве автогаза - 3,25 миллиона тонн, третье место после Турции и Польши по количеству автомобилей с ГБО - 3,0 миллиона штук, пятое место по количеству АЗС, реализующих автогаз, - 4.950 единиц.

РОЗНИЦА В МИНУСЕ

Владельцы заправочных станций в большинстве регионов РФ в последние годы компенсировали низкомаржинальные продажи традиционных моторных топлив за счет установки газовых модулей и роста реализации пропан-бутана, рентабельность продаж которого была заметно выше, чем у бензина и дизтоплива.

Согласно расчетам Рейтер, брутто-маржа (превышение розничной стоимости литра СУГ над мелкооптовой ценой) на фоне бурного роста крупно- и мелкооптовых цен к 13 августа впервые в истории опустилась ниже нуля - до минус 7,1%, или минус 2,29 рубля за литр по сравнению с 30,1% (или 5,74 рубля за литр) на начало года.

По расчетам Рейтер, реализация СУГ в розничном сегменте в крупных регионах-потребителях автогаза - Московской, Ростовской областях и Краснодарском крае (исходя из данных оптовых/розничных цен на 13 августа) - ведется с убытком, в Челябинской области и Ставропольском крае - вровень с закупочной ценой мелкого опта в регионе, в Дагестане и Нижнем Новгороде - с небольшой маржой в 7-8%, которая не позволяет в полной мере компенсировать затраты на эксплуатацию АГЗС.

"Очень сильно упали закупки (мелким оптом) со стороны заправок", - говорит продавец мелкооптовых партий СУГ в Центральном федеральном округе (ЦФО).

Розничные цены на АГЗС в регионах страны стремительно растут в последние недели, владельцы заправок из-за дефицита продукта переписывают ценники ежедневно или даже по несколько раз в день.

"Цены дико растут, на заправках (в плане рентабельности) все плохо. Пропан уже становится плохой альтернативой бензину", - отметил участник рынка из Урало-Поволжья.

Мелкооптовые цены на СУГ в ЦФО к середине августа превысили стоимость бензина А-92, реализуемого с нефтебаз в регионе.

СРОКИ ОКУПАЕМОСТИ ГБО РАСТУТ

Согласно мониторингу Refinitiv Kortes, средние розничные цены на СУГ к 20 августа впервые превысили отметку в 32 рубля за литр, достигнув 32,06 рубля (+29,2% с начала года), в то время как средняя по РФ стоимость бензина А-92 на АЗС составила 46,32 рубля за литр (+6,2% с начала года).

Год назад, когда соотношение розничных цен СУГ/Аи-92 было около 55%, средний срок окупаемости ГБО стоимостью 30.000 рублей при годовом пробеге автомобиля в 25.000 километров составлял около 10 месяцев. В настоящее время этот показатель увеличился до 18 месяцев.

Расчет Рейтер сделан исходя из расхода 10 литров бензина и 12 литров СУГ на 100 километров.

"Два года назад, когда ставил ГБО, цена пропана на заправке была 17 рублей (за литр), сейчас - 34 рубля. Думаю, никто сейчас устанавливать ГБО на автомобили не будет. К тому же на рынке появилось много машин на бензине с экономичным расходом топлива", - отметил один из участников рынка.

Традиционно соотношение розничных цен между СУГ и бензином А-92 на уровне 50% или ниже создавало предпосылки для роста количества установок ГБО и потребления автогаза, однако текущий показатель впервые приблизился к 70%, нанеся удар установщикам ГБО.

"Такие цены (в рознице) - это крах всей газомоторной отрасли", - считает источник в отрасли, связанный с установкой газобаллонного оборудования (ГБО).

FACTBOX - Статистические показатели рынка СУГ РФ в 2020 году доступны по ссылке -.

(Дамир Хальметов, редактор Александр Ершов)







Интервью: Профильное образование и профессиональный опыт действительно позволяют иначе взглянуть на личные финансы

Как стать квалифицированным специалистом финансового рынка

Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность

Загрузка...

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • JPMorgan делает ставку на ИИ: новая модель инвестиционного банкинга
    Автор: Яна Кудрявцева 03.10.2025 17:40
    1557

    JPMorgan представил новую стратегию в области искусственного интеллекта, которая может изменить саму модель инвестиционного банкинга и превратить банк в первую по-настоящему ИИ-финансовую организацию.



    more

  • «ВЕЛЕС Капитал» представил обзор фондового рынка на IV квартал 2025 года
    Аналитики ИК «ВЕЛЕС Капитал» 03.10.2025 16:27
    1616

    Аналитики и инвестиционные консультанты ИК «ВЕЛЕС Капитал» подвели краткие итоги III квартала и представили обзор фондового рынка на IV квартал 2025 года.
    more

  • Американские или китайские технологические акции: что выбрать инвестору в ближайшие месяцы?
    Автор: Яна Кудрявцева 03.10.2025 15:45
    1582

    Технологический сектор продолжает привлекать инвесторов, однако становится все сложнее сделать выбор между американскими и китайскими акциями. Оба направления показывают сильные результаты, и у каждого есть свои преимущества и риски.



    more

  • Цена нефти и газа. Дно и пик
    Андрей Мамонтов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 03.10.2025 15:34
    1644

    Фьючерсы на нефть марки Brent в среду упали на 1,9%. Цены достигли 4-месячного минимума на опасениях глобального переизбытка предложения и слабого спроса на энергоносители. Продавцы смогли пробить 65,05, реализовались следующие цели падения 64,51–64,18.more

  • Увеличение доходов мотивирует россиян больше тратить даже на фоне высокой инфляции
    Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 03.10.2025 15:20
    1578

    Летом 2025 года, по оценке экспертов PFM (входит в структуру «Сбера»), расходы среднестатистического россиянина увеличились на 9,3% по сравнению с весной текущего года. Больше всего выросли расходы на поездки - на 14,5%, при том, что их общее число не изменилось. На втором месте по росту расходов летом оказались рестораны и кафе, посещение которых стало обходиться в среднем на 14% дороже, чем весной. more