Судовладельцы РФ досрочно завершают речную навигацию, проиграв РЖД конкуренцию за нефтегрузы
(Рейтер) Российские судовладельцы вынуждены завершать летнюю речную навигацию 2018 года на два месяца раньше обычного из-за отсутствия грузов и заказов на перевозки нефтепродуктов, рассказали Рейтер источники в отрасли.
По их словам, установленные транспортной монополией Российские железные дороги (РЖД) тарифные скидки заставили Роснефть - основного заказчика на перевозку нефтепродуктов речным транспортом - закрыть речную программу на два месяца раньше обычного и перевести поставки нефтепродуктов со своих НПЗ на железнодорожный транспорт.
"Чтобы сохранить тарифную скидку РЖД (на перевозки нефтепродуктов), Роснефть в октябре и ноябре переставляет все отгрузки с реки "на колеса", - сказал источник.
Получить оперативный комментарий пресс-службы Роснефти не удалось.
Представитель Минтранса пока не ответил на запрос Рейтер о сокращении речной навигации.
РЖД считает, что находится с речными перевозчиками в равных условиях.
"Никто не мешал речникам снижать цены. У них абсолютно рыночные условия. Это нам нельзя снижать цену или еще что-то делать, нам все время запрещают. А им кто мешает? Это же конкуренция? Конкуренция", - сказал журналистам глава РЖД Олег Белозёров на профильном форуме в Сочи в среду.
Глава Минтранса Евгений Дитрих также считает, что грузоперевозчики должны конкурировать.
"Кто-то у кого-то утащил груз, река, железная дорога - это элемент этой (глобальной) конкуренции в масштабах одной страны. Такого рода процессы - они должны быть более детально урегулированы", - сказал Дитрих на форуме.
Ранее Минтранс добивался отмены тарифных скидок, предоставляемых РЖД на совпадающих с перевозками водным транспортом маршрутах, однако вопрос остался нерешённым.
"Мне кажется, что мы друг друга взаимодополняем... Мне кажется, нужно задать вопрос речникам и тем, кто их финансирует: почему суда такие дорогие? Почему они не могут с нами конкурировать, с нашими технологиями? Надо искать синергию", - сказал Белозёров.
Отвечая на вопрос, почему нельзя отказаться от тарифных скидок на лето, глава РЖД отметил, что скидка вводится в целом на сезон.
"Формирование этой скидки (зависит) от объема - если мы не провезем летом какой-то объем - мы не можем дать скидку", - сказал Белозеров.
Сейчас у РЖД есть право увеличивать или снижать тарифы на перевозки отдельных видов грузов без согласования с правительством с помощью "тарифного коридора" - устанавливать надбавку к общему тарифу до 8 процентов или давать скидки до 50 процентов.
Так, в январе 2018 года РЖД установила понижающие коэффициенты на экспортные перевозки нефтепродуктов уфимских и самарских НПЗ Роснефти при условии выполнения суммарного гарантированного объема перевозок.
В период летней навигации Роснефть перевозит по Азово-Донскому и Волго-Донскому каналам нефтепродукты самарской группы НПЗ, Саратовского и Ачинского НПЗ, а также Рязанской НПК, используя как зафрахтованные суда, так и флот приобретенной в 2015 году компании Прайм Шиппинг.
В навигацию 2018 года компания планировала поставить речным транспортом около 5 миллионов тонн нефтепродуктов со своих НПЗ, используя в том числе пять танкеров-накопителей для перевалки на рейде порта Кавказ на Чёрном море.
По данным системы слежения за судами в терминале Eikon, Роснефть уже вывела с рейдовой стоянки порта Кавказ один из пяти накопителей - танкер Aleksey Kosygin.
Конкуренция между речниками и РЖД, лишившейся значительного объема нефтегрузов с развитием системы магистральных нефте- и продуктопроводов, существенно обострилась в последние два года.
"О каком развитии отрасли, инвестициях можно говорить, если нет заказов (на перевозки речным транспортом)? Никто не будет вкладываться в обновление флота, если нет грузов для перевозки", - сказал один из судовладельцев.
(Наталья Чумакова, Глеб Столяров, редактор Глеб Городянкин)
Популярное
|
Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность |
-
Банк России снизил ключевую ставку до 16% годовых: дальше – пауза?Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 19.12.2025 18:29
1016
Банк России на заключительном в этом году заседании совета директоров ожидаемо понизил ключевую ставку на 0,5 процентного пункта до 16% годовых. Основанием для такого решение стало замедление годовой инфляции в ноябре текущего года до 6,4% и недельной инфляции в декабре до 0-0,05%.more
-
Высокая дивдоходность усиливает инвестиционную привлекательность акций X5Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 19.12.2025 17:42
1096
Акционеры Корпоративного центра ИКС 5 одобрили дивиденды за 9 месяцев 2025 года в размере 368 рублей на акцию, что соответствует дивидендной доходности около 12,3% к текущим котировкам. more
-
Озон банк получил брокерскую лицензиюВладимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 19.12.2025 17:17
1191
Озон продолжает последовательно расширять экосистему и все заметнее выходит за рамки классического маркетплейса.more
-
Сдержанный тон ЦБ РФ не препятствует дальнейшему росту акцийЕлена Кожухова, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» 19.12.2025 16:54
1190
Российский рынок готов завершить неделю скромным повышением индексов Мосбиржи и РТС на 0,6% и 0,2% соответственно.more
-
ВТБ снизил проценты по кредитам после решения ЦБ о ключевой ставкеВладимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 19.12.2025 16:23
1123
ВТБ оперативно отреагировал на решение Банка России снизить ключевую ставку на 50 б.п. до 16% годовых и объявил о пересмотре условий по кредитам наличными. more


