Росатом ждет декарбонизации Китая и Индии, видит СМП международным

(Рейтер) Росатом, ставший оператором арктического Северного морского пути (СМП), хочет сделать его международным, видя в планах декарбонизации Китая и Индии потенциал для роста грузопотока, сказал глава госкорпорации Алексей Лихачев в интервью Рейтер.
Россия, обладающая запасами газа не менее 35 триллионов кубометров, взялась за освоение Северного морского пути, чтобы обеспечить вывоз углеводородов с арктических месторождений, включая газ с новых заводов СПГ Новатэка и его партнеров.
Нацпроект развития Севморпути стоимостью 735 миллиардов рублей предполагает 274 миллиарда рублей инвестиций из российского бюджета, вложения госкомпаний, включая деньги самого Росатома, а также Роснефти, Новатэка, Газпромнефти, Газпрома, Норникеля и других компаний.
"Нам нужно сделать его инвестиционно привлекательным. И самое главное, сделать его конкурентоспособным с точки зрения мировой глобальной логистики", - сказал Лихачев.
"Мы думаем, что в связи с серьезными изменениями в энергобалансе Европы будет заметно уменьшаться европейское направление и возрастать поставки на Азиатско-Тихоокеанский регион", - сказал он.
"Если Китай и Индия действительно начнут заниматься декарбонизацией, то грузопоток туда будет быстро расти", - сказал Лихачев.
Мировой спрос на газ будет расти на 1,6% ежегодно до 2024 года, причем в странах АТР потребление будет увеличиваться на 4 процента ежегодно, обеспечивая 60 процентов роста мирового спроса, сообщало Международное энергетическое агентство.
Спрос на СПГ к 2024 году вырастет до 546 миллиардов кубометров с 432 в 2018 году, а Китай будет импортировать 109 миллиардов кубометров (около 5 миллиардов тонн) и станет крупнейшим потребителем СПГ в мире.
В 2018 году по Севморпути, по данным Росатома, было перевезено 18 миллионов тонн грузов, к 2024 году его грузопоток планируется довести до 80-90 миллионов тонн при условии, что запланированные проекты по производству СПГ, добычи газового конденсата, нефти, угля и благородных металлов будут реализованы.
Сейчас основной грузоотправитель Севморпути - Новатэк, который запустил свой первый СПГ-завод на Ямале в декабре 2017 года в партнерстве с китайской CNPC, фондом Шелковый путь и с французской Total. СПГ с этого завода вывозится по Севморпути танкерами-газовозами из порта Сабетта в Карском море.
ЛЕДОКОЛЫ
Восточная часть Севморпути зимой промерзает сильнее, чем западная, период навигации там значительно короче, поэтому круглогодичные перевозки грузов в Азию пока затруднены и требуют строительства мощных ледоколов.
"На СМП крайне важна скорость... надо двигаться со скоростью 10-12 узлов. И надо двигаться, как электричка, по расписанию. То есть должны подходить караваны, формироваться, идти навстречу друг другу, впереди должны идти ледоколы".
"И если мы не обеспечим эту скорость, у грузоотправителя сразу начинает расти себестоимость, и он может выпасть из рынка".
Ледоколов, которые смогли бы обеспечить круглогодичную навигацию на Восток, у России почти нет. Росатом использует заложенный еще в советское время ледокол "50 лет Победы" мощностью 55 мегаватт, который можно эксплуатировать еще несколько лет. Три новых ледокола мощностью 60 мегаватт сейчас достраиваются и еще на два подписан контракт.
Но для того, чтобы грузопоток в страны АТР был постоянным, Росатому нужно будет построить несколько ледоколов "Лидер" мощностью 120 мегаватт, первый из которых должен быть готов в 2026 году, сказал Лихачев.
"Если мы уже переходим от десятков миллионов тонн в месяц к другим цифрам, то это должен быть караван из трех "Лидеров" – к 2030-2035 году", - добавил он.
Первый ледокол должен быть построен за счет бюджетных денег, а расходы на строительство второго и третьего бюджет и Росатом поделят поровну, сказал он. При этом Роснефть, которой принадлежит доля в верфи Звезда, берет на себя расходы по проектированию ледокола и строительству мощностей, сказал он.
Средняя стоимость транспортировки СПГ в Азию упадет на 25 процентов в случае использования Севморпути не 5, а 12 месяцев в году, оценивал ранее Новатэк.
По словам Лихачева, круглогодичная и регулярная навигация по Севморпути сделает возможным в том числе и транзитные грузоперевозки, что сократит путь из Азии в Европу с 24.000 до 12.000-14.000 километров. (Редактировала Анастасия Тетеревлева)
Популярное
Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность |
-
Для реализации проекта Nvidia и OpenAI потребуется до 10 ГВт мощности – эквивалент энергопотребления всего Нью-ЙоркаАвтор: Яна Кудрявцева 26.09.2025 13:51
91
Nvidia объявила о вложении $100 млрд в развитие инфраструктуры OpenAI. По словам главы компании Дженсена Хуана, для работы масштабного проекта в сфере искусственного интеллекта потребуется около десяти гигаватт электроэнергии.
more -
Осторожный оптимизм и дивиденды как драйвер рынкаАвтор: Елена Болотина 26.09.2025 12:15
124
На пресс-конференции инвестиционной компании «БКС мир инвестиций», посвященной стратегии на четвертый квартал 2025 года, аналитики обсудили перспективы ключевых отраслей экономики, ситуацию на валютном рынке и роль дивидендов в формировании доходности. Среди выступавших были старший аналитик по банковскому сектору Артем Перминов и макроэкономист Илья Федоров.
more -
Сделка по TikTok свидетельствует о прорыве в технологическом обмене между США и КитаемАвтор: Яна Кудрявцева 26.09.2025 11:54
113
Сделка вокруг TikTok стала важным маркером перемен в отношениях США и Китая. По словам сопредседателя отдела технологий в Asia Group Джорджа Чена, китайская компания ByteDance готова уступить контроль над американской частью бизнеса, сохранив при этом глобальные операции в других странах. Сам факт переговоров свидетельствует о сдвиге в позициях Пекина, подчеркнул эксперт.
more -
Нисходящее давление в РФ сохраняется, за рубежом ждут инфляционных данныхЕлена Кожухова, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» 26.09.2025 11:34
126
Внешний фон утром пятницы можно назвать неоднозначным. Настроения за рубежом преимущественно пессимистичны, а цены на нефть продолжают движение к сентябрьскому максимуму и готовятся завершить неделю в уверенном плюсе.more
-
Вчерашние заявления главы ЦБ настраивают на продолжение плавного снижения ставки – позитивно для ОФЗДмитрий Грицкевич, управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ 26.09.2025 08:38
203
Рынок ОФЗ вчера продолжил снижение по инерции – индекс RGBI вошел в наш целевой диапазон 115-116 пунктов. При этом, существенных поводов для продолжения коррекции мы не видим – продолжают накапливаться факторы, способствующие продолжению плавного снижения ключевой ставки.more