Подешевевший авиакеросин выплеснулся на рынок РФ суррогатным дизтопливом

(Рейтер) Рекордное падение цен на авиакеросин на рынке РФ после обвала мировых котировок существенно увеличило интерес к продукту со стороны изготовителей суррогатного дизельного топлива, позволяя им получать сверхприбыли, говорят участники рынка и источники в отрасли.
В качестве суррогатного дизтоплива используется смесь, состоящая из 70% керосина и 30% базового масла. По сегодняшним оптовым ценам на НПЗ РФ этот "коктейль" обойдется в менее 35.000 рублей за тонну, по расчету Рейтер, при текущей цене дизтоплива в среднем 45.000 рублей за тонну.
"Тысячами тонн замешивается на базах. Обычно все идет 'в черную' - любая проверка качества покажет несоответствие ГОСТу", - сказал один из источников.
По словам специалиста по нефтепереработке, смесь авиакеросина и индустриального масла по множеству параметров не будет соответствовать стандарту для дизтоплива. В частности, допустимое содержание серы в авиакеросине в десятки раз превышает норму для дизтоплива (10ppm), содержание серы в масле еще выше. По его оценке показатель температура вспышки смеси также окажется ниже требований для дизтоплива.
Изготовители суррогата пользуются тем, что и масло, и авиакеросин не подпадают под акциз на средние дистилляты, а неиспользование наименования "дизельное топливо" при продаже смеси устраняет необходимость начисления акциза и на конечный продукт.
По словам трейдеров, изготовление суррогатного дизтоплива путем смешивания авиакеросина с индустриальным маслом практикуется давно, но сейчас процесс активизировался.
"Периодически масло из-за этого дорожает", - рассказывает участник рынка нефтепродуктов в Сибири.
С НЕБА НА ЗЕМЛЮ
Нефтяные компании столкнулись с переизбытком авиационного топлива из-за отсутствия спроса - пассажиропоток у авиаперевозчиков упал в условиях пандемии коронавируса.
Производители стали быстро снижать цены, чтобы найти дополнительный спрос и обеспечить сбыт: оптовые цены на авиакеросин на рынке РФ упали на 20-30% и сейчас его можно приобрести по 26.000-30.000 рублей за тонну против 40.000 рублей и выше в начале месяца.
При этом экспортная альтернатива для авиакеросина для НПЗ в Европейской части РФ уже опустилась до 20.000-23.000 рублей за тонну, что позволяет предположить дальнейшее падение российских оптовых цен.
В отличие от авиакеросина дизтопливо не может подешеветь на рынке РФ так же стремительно - его цены сдерживаются необходимостью для производителей учитывать в стоимости отрицательную демпфирующую надбавку, которую им придется отдать государству.
Поэтому при дальнейшем падении цен на керосин вслед за экспортной альтернативой разница в стоимости дизтоплива и суррогата - смеси керосин-масло - будет только увеличиваться, делая суррогатный "бизнес" все более привлекательным, считают трейдеры.
Интерес к подешевевшему керосину одновременно увеличил спрос на индустриальное масло, которое на этом фоне стало заметно укрепляться в цене, и с начала марта подорожало примерно на 5-10%.
"Керосин через биржу в основном покупается. Масло на бирже мало торгуется, но можно по прямым (договорам), можно у дистрибьюторов завода - 300-500 тонн, хоть 1.000 тонн", - отметил один из источников.
КРУТОЙ ЗАМЕС
Источники рассказали, что основным компонентом смеси является авиационный керосин, причем работа на чистом авиакеросине вредна для дизельного мотора, а добавление масла смягчает режим.
"Все по-разному мешают: керосин-масло (в пропорции) 70 на 30 или 60 на 40. Для трактора, бульдозера - это отлично, Камазы и Белазы - им тоже нормально. Но если дизельные Лексусы или 'Крузаки', то им плохо становится", - рассказал региональный трейдер.
Он добавил, что для импортных дизельных моторов смесь требует улучшения за счет подмешивания товарного дизтоплива.
"Если техника не совсем обшарпанная, то чистой дизелькой немного облагораживают - добавляют 20-30%, бывает - 40-50%, но это уже 'лакшери' продукт, для дорогих клиентов", - иронизирует другой источник.
Основные объемы топливного суррогата в основном реализуются для строительной и другой специальной техники, сказал ещё один трейдер.
"В основном мелким оптом расходится по предприятиям - строителям, лесникам, дорожникам, карьерам, иногда транспортникам. Но некоторые не стесняются и через заправку продавать", - рассказал он.
(редактор Людмила Зараменских)
Популярное
Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность |
-
Что осенью окажет влияние на курс рубляАвтор: Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам» 26.08.2025 17:19
336
Излишне крепкий курс рубля создает проблемы для экспортеров и госбюджета. Поэтому власти принимают решения, которые будут способствовать последующему ослаблению российской валюты. more
-
На какие акции делают ставку аналитики «Альфа-инвестиций»Автор: аналитики «Альфа-инвестиции» 26.08.2025 15:58
390
Мы ожидаем умеренное ослабление рубля к концу года, что поддержит доходы экспортёров, занимающих 60% в индексе Мосбиржи. Снижение ключевой ставки уже в III квартале начнёт постепенно транслироваться в улучшение показателей бизнеса, особенно у компаний с большой долей долга по плавающим ставкам. more
-
Зачем правительству США доля в IntelАвтор: аналитики «БКС мир инвестиций» 26.08.2025 15:04
393
В рамках сделки США выкупят 433,3 млн акций полупроводникового гиганта по $20,47 за бумагу, что равно доле в Intel в размере 9,9%. Таким образом, американское государство стало крупнейшим инвестором компании. more
-
О чем рассказал Мантуров, что происходит с ценами на картофель и морковь – дайджест Fomag.ruАвтор: fomag.ru 26.08.2025 14:29
415
«Газпром» и Монголия подписали меморандум о сотрудничестве для развития партнерства в области газа и нефти.more
-
Какие факторы поддерживают котировки золотаАвтор: Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 26.08.2025 11:47
479
По информации Bloomberg, с начала 2025 года приток средств в золотые ETF превысил $80 млрд, что вдвое выше рекордных объемов 2020 года.more