Казахстану придется раскошелиться на импорт керосина из РФ из-за растущего авиатрафика
(Рейтер) Казахстан вынужден будет импортировать дорогой
авиакеросин из России в июле, чтобы покрыть растущие потребности
авиаперевозчиков в топливе, однако санкции осложняют эти сделки, говорят
отраслевые источники.
Казахстан наращивает количество международных авиарейсов на фоне сезонного
спроса, улучшения эпидемиологической обстановки в стране, а также за счет
транзитных грузовых и пассажирских авиарейсов в условиях закрытия воздушного
пространства РФ из-за санкций.
Так, согласно данным министерства индустрии и инфраструктурного развития
Казахстана (МИИР РК), в настоящее время международные полеты выполняются в 27
стран по 102 маршрутам с частотой 446 рейсов в неделю, тогда как в июне 2021
года рейсы по международным направлениям выполнялись в 13 стран по 43 маршрутам
с частотой 122 рейса в неделю.
Крупнейшие аваиаперевозчики страны - Air Astana и SCAT - говорят о росте
пассажиропотока на 18-20%.
Казахстан не может самостоятельно обеспечить растущий спрос на авиатопливо,
особенно во время сезонных ремонтов НПЗ страны, и, получив от
России авиатрафик даром, должен будет заплатить за керосин, говорят трейдеры.
"Потребление керосина в аэропорту Алма-Аты в последнее время стало намного
выше, чем в прошлом году, из-за закрытого неба над РФ, без импорта могут ввести
ограничения на заправку", - сказал трейдер.
Нехватку топлива усугубит ремонт основных установок крупного Павлодарского
НХЗ с 8 по 27 июля, поскольку производство авиакеросина в этот период не
планируется.
"В июне хватит собственного керосина, в июле из-за ремонта Павлодарского
НПЗ импорт будет нужен", - сказал отраслевой источник.
Минэнерго Казахстана и госкомпания Казмунайгаз не ответили на запрос Рейтер
о планах производства и импорта авиакеросина в июле.
По оценке Рейтер и участников рынка, в июле Казахстану может понадобиться
от 20 до 40 тысяч тонн импортного авиакеросина, а потребление топлива
увеличиться до 75.000 тонн.
Павлодарский НХЗ обеспечивает треть необходимого потребителям Казахстана
авиакеросина, в мае с завода отгружено около 22.700 тонн топлива,
свидетельствуют данные Refinitiv Kortes с ссылкой на
Информационно-аналитический центр нефти и газа Казахстана.
Дефицит авиакеросина на рынке Казахстана во время ремонта на Павлодарском
НХЗ уже наблюдался в октябре 2021 года.
Высокие цены и сейчас удерживают казахстанские авиакомпании от импорта
российского топлива наряду с недостатком предложения со стороны российских
производителей из-за сезонного спроса, а также проблемами с оплатой российского
ресурса.
По данным железнодорожной статистики, казахстанские авиакомпании в
марте-мае текущего года снизили импорт российского авиакеросина до 700 тонн в
месяц с 2.600 в феврале и 22.300 тонн в январе.
Однако в июне НПЗ Орскнефтеоргсинтез планирует отгрузить 12.000 тонн
авиакеросина для аэропорта Алма-Аты, из которых уже доставлено
около 4.500 тонн продукта, по данным железнодорожной статистики, публикуемой
Refinitiv Kortes.
По информации трейдеров, партии российского авиатоплива подорожали на этой
неделе на российско-казахстанских погранпереходах до $1.000-$1.120 за тонну по
сравнению с предложениями на прошлой неделе $812-$823 за тонну с налогами
Казахстана, согласно мониторингу Refinitiv Kortes. Аваиакеросин казахстанского
производства реализуется по $413-$488 за тонну на FCA НПЗ с НДС.
"Цены на импорт высокие, для нас неприемлемые, в июне покупать не
планируем", - сказал источник в авиакомпании Казахстана.
Высокие цены - не самая большая проблема по сравнению с платежами, говорят
трейдеры.
"Есть проблемы с платежами за нефтепродукты из РФ как в рублях, так и в
долларах, казахстанские банки не хотят связываться с российскими
нефтекомпаниями, подпавшими под санкции, конвертация тенге в рубли -
невыгодная", - отметил трейдер.
Ниже представлен график изменения оптовых цен на российский и казахстанский
авиакеросин в Казахстане, в долларах за тонну с НДС.
ПОТРЕБЛЕНИЕ
По оценке Рейтер, потребление авиакеросина в Казахстане за пять месяцев
текущего года выросло в среднем на 34% в годовом выражении: от 55.100 в январе
до рекордного за последние два с половиной года объёма в 76.900 тонн в апреле.
Потребность в авиакеросине в июне и в июле может составить около 75.000 тонн в
месяц.
Производство авиакеросина на трех НПЗ Казахстана за пять месяцев 2022 года
увеличилось до 296.000 тонн с 204.880 тонн за аналогичный период прошлого года,
запасы топлива на нефтебазах республики снизились 10 июня до 38.430 тонн с
максимального в этом году уровня 60.122 тонн в середине февраля, по данным
Refinitiv Kortes.
Ниже представлен расчет потребления авиакеросина в Казахстана, в тысячах
тонн:
Авиакеросин янв 22 фев 22 мар 22 апр 22 май 22 июн 22*
Отгрузка с НПЗ 50,1 59,8 57,1 63,8 66,0 52,8
Импорт 22,3 2,6 0,7 0,7 0,7 10,0
Экспорт 0 0,1 0,1 0 0 0
Потребление в 2022 г. 55,1 61,5 60,8 76,9 67,2 70,6
Потребление в 2021 г. 39,9 45,9 66,8 44,7 52,2 61,3
Изм в % 33 34 -9 72 29 15
* - прогноз Рейтер
Популярное
|
Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность |
-
Индекс Мосбиржи сохраняет курс на максимум августа, ждет заседания ЦБ РФЕлена Кожухова, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» 12.12.2025 18:15
488
Российский рынок завершает неделю без единой динамики индексов Мосбиржи и РТС из-за приостановки укрепления рубля, но оба индикатора по ходу недели на фоне обсуждения мирного плана по Украине обновили максимумы с сентября и поднимались до 2769 пунктов и 1134 пунктов соответственно.more
-
Акционеры Озона одобрили первые в его истории дивидендыНаталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 12.12.2025 17:38
550
Акции Озона в ходе торгов 12 декабря при слабонегативной динамике на российском рынке опускаются на 0,68%, до 4068 руб.more
-
Алроса планирует открыть в Индии завод по огранке алмазовВладимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 12.12.2025 17:02
552
Открытие огранного завода в Индии становится для Алросы важным шагом в диверсификации цепочки добавленной стоимости. Компания стремится снизить зависимость от отдельных рынков сбыта и усилить присутствие в крупнейшем мировом центре обработки алмазов, где проходит до 90% мировой огранки.more
-
Какую дивидендную доходность ожидает банк ДОМ.РФ по своим акциям?Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 12.12.2025 16:32
573
Государственный ипотечный банк ДОМ.РФ повысил прогноз своей чистой прибыли по МСФО за 2025 год на 2,3% до 88 млрд руб. more
-
ЦБ РФ уменьшит шаг снижения ставки, но даст оптимистичный сигналЮрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «ВЕЛЕС Капитал» 12.12.2025 16:01
588
На заседании ЦБ РФ в декабре мы ожидаем повторное снижение ключевой ставки на 50 бп — до 16%. more


