Market Vectors / Financial One

ЦБ рассказал о рисках со стороны высокочастотников

ЦБ рассказал о рисках со стороны высокочастотников
3332

Пока российские высокочастотники «голодают», ЦБ публикует сведения об их жирующих западных коллегах. В новом «Обзоре регулирования финансовых рынков» основное внимание Банк России уделил алгоритмической, преимущественно высокочастотной торговле. 

Именно алготрейдеров международное инвестсообщество винит в повышенной волатильности на рынке и просадке на 6% курса фунта стерлингов после референдума по выходу Великобритании из ЕС. 

Высокочастотная торговля в развитых странах заслужила репутацию бомбы, которая может взорваться в любой момент. ЦБ рассмотрел основные риски, с которыми пытаются бороться местные регуляторы. «Одним из основных можно назвать операционный риск, под которым подразумевается опасность технических сбоев, в случае возникновения которых алгоритм может значительно увеличить количество заявок или общий объем их потока», – говорится в материалах Банка России. 

Российский регулятор отмечает, что такой сбой одного робота чреват сбоем в работе всей биржи. В обзоре в качестве примера приводится операционный сбой компании Knight Capital, которая специализировалась на высокочастотной торговле. Данная компания в 2012 году понесла убытки, составившие, по собственной оценке, $440 млн. Причиной тогда был технический сбой в работе программного обеспечения, которое автоматически рассылало многочисленные ошибочные приказы, напоминают авторы обзора. 

Алгоритм компании должен был набрать позиции по нескольким акциям в течение пяти дней, однако в результате сбоя выполнил свою задачу в течение получаса. За этот период Knight Capital по некоторым акциям сгенерировала объем сделок, превышающий средневзвешенный в 5–20 раз. Сама компания после случившегося потеряла треть своей капитализации менее чем за три дня. В качестве другого яркого примера ЦБ приводит «флэш-крэш» 2010 года, когда индекс Dow Jones за 30 минут упал на 9%. «К другим рискам высокочастотных систем можно отнести рост операционных издержек, мгновенное снижение рыночной ликвидности и намеренное манипулирование ценами», – отмечают эксперты ЦБ. В российском законодательстве понятие HFT на данный момент не закреплено, деятельность HFT на финансовых рынках регулируется на общих основаниях, пишут авторы обзора.

Банк России подчеркнул, что в последние годы международные регуляторы решили всерьез взяться за HFT-трейдеров. Например, в Германии с 2013 года требуется обязательное лицензирование всех HFT- алгоритмов у регулятора, каждая заявка высокочастотников должна содержать идентификатор конкретного алгоритма, с использованием которого она была выставлена. Кроме того, высокочастотники обязаны сами контролировать соотношение объема заявок к объему сделок для снижения нагрузки на биржи и регулировать HFT-алгоритмы на основе данных показателей.

В 2014 году американскими биржами CME, CBOT, NYMEX и COMEX был принят регулятивный документ Rule 575, который определил ряд торговых практик, нарушающих справедливый ход торгов. Многие из них предполагают использование высокочастотных стратегий. В российском законодательстве понятие HFT на данный момент не закреплено, их деятельность на финансовых рынках регулируется на общих основаниях, преимущественно законом «О рынке ценных бумаг». «При этом в регламентах ПАО Московская Биржа и ЗАО «ФБ ММВБ» утверждены определенные меры, предусматривающие дополнительные комиссионные сборы и возможность приостановки подачи заявок HFT-участниками рынка, демонстрирующими чрезмерно высокую торговую активность», – говорится в докладе ЦБ.

Впрочем, бирже и Банку России пока некого защищать от высокочастотников. Для России это лишь зарождающийся немногочисленный класс игроков, всего, по данным участников рынка, их не больше сотни, да и те сейчас заняты борьбой за выживание на Мосбирже. Подробнее об этом в статье «Голодовка алготрейдеров: итоги и комментарии».






Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи