Экспертиза / Financial One

Топ-5 угроз для фондового рынка

Топ-5 угроз для фондового рынка Фото: facebook
3319

Начало 2020 года связано со множеством неприятных сюрпризов для инвесторов и всей мировой экономики. Пандемия и закрытие границ вызвали цепную реакцию на товарных, фондовых и долговых рынках.

Карантин и всеобщая борьба с COVID-19 на время заморозили проблемы с торговыми разногласиями и рядом политических перипетий. Но временная заморозка проблем не привела к их ослаблению. Сейчас неразрешенные проблемы возвращаются на рынки и к ним добавляются новые трудности, вызванные эпидемией.

Многие факторы могут негативно повлиять на рынок, а некоторые из них, как например повторное ограничение авиаперелетов, грозят вернуть котировки на мартовские минимумы.

Эксперты выделяют 5 рисков

1. Вторая волна пандемии

Пандемия заняла первое место среди причин, которые могут обвалить рынки.

«Если эпидемию не удастся взять под контроль, то возникнет риск повторного ввода ограничений, чтобы не допустить перегрузку системы здравоохранения. К повторному закрытию баров, ресторанов уже пришлось прибегать властям наиболее пострадавших от второй волны штатов вроде Калифорнии. Казахстану вовсе пришлось ввести полный страновой локдаун второй раз. Повторные ограничения осложнят процесс восстановления экономики, так как из-за переоценок перспектив продолжительности кризиса бизнес может пойти на сокращения работников, а у властей будет меньше возможностей для помощи из-за уже увеличившегося госдолга», – считает старший аналитик «Фридом финанс» Ален Сабитов.

«Первая за 50 лет пандемия – целиком на совести режима Си Дзинь Пиня и функционеров ВОЗ. Безответственность КНР и некомпетентность ВОЗ продолжают оставаться глобальными факторами риска. Пока у власти в Пекине и во главе ВОЗ те же личности – угроза пандемии останется проблемой номер один в мире до тех пор, пока не будут исследованы причины и выявлены источники заражения COVID 19 или следующей на очереди пандемии», – комментирует глава аналитического отдела «ВТБ Капитал инвестиции» Барри Эрлих.

2. Выборы в США

Эксперт ВТБ отмечает, что неопределенность, вызванная выборами, может привести к росту волатильности на рынках.

«Выборы в США даже близко не столь серьёзны, как фактор пандемии. Победа республиканцев лучше с точки зрения макроэкономики, а демократов – в контексте геополитики. Идеального варианта быть не может, но и идеального шторма – тоже не будет», – добавляет Эрлих.

«Предстоящие президентские выборы в США будут оказывать все больше влияния на инвестиционные решения. Кандидаты в президенты США представляют два самых разных политических подхода в последнее время: как решить проблему восстановления после COVID-19; налоговая система; роль правительства в здравоохранении; иммиграция и рабочая сила; стоит ли и как решать проблему изменения климата ETC», – считает старший персональный брокер по международным рынкам «БКС Брокер» Тимур Баянов.

3. Банкротства и невыплаты по ипотечным закладным

Аналитик «Фридом финанс» отметил, что корпоративный нефинансовый долг еще в 2017 году превысил максимум 2008 года по отношению к ВВП, поднявшись выше 73%, и продолжал постепенно увеличиваться, достигнув 75% в 2019 году. ФРС расширила программу выкупа, добавив к госдолгу и корпоративные обязательства, чтобы помочь бизнесу, но риск ухудшения ситуацию сохраняется.

«Долговая проблема имеет долгосрочный характер. Кризис ещё больше спутал карты. Не следует забывать, что в отличие от 2008 года мировая финансовая система перенесла испытания относительно легко. Главная заслуга в этом принадлежит властям США, они извлекли уроки из предыдущего кризиса. Финансовый кризис 2008 года породил проблемы доверия к институтам. Рынок далек от превосходной формы, но пока такие эмитенты, как Аргентина или Tesla, остаются на плаву, о каком-то долговом коллапсе говорить просто смешно», – сказал Эрлих.

Эксперт БКС акцентирует внимание на действиях американского регулятора, отмечая, что принятые решения оказались достаточными, чтобы избежать реального кризиса ликвидности, который может привести к дальнейшим сбоям на рынке. Однако беспокойство по поводу корпоративного долга вызывает растущую озабоченность. Компаниям может понадобиться нечто большее, чем просто финансовая помощь в будущем.

4. Как торговая война может отразиться на рынках

Отвечая на вопрос о торговых разногласиях, финансисты выделили тренд на деглобализацию как один из главных в мировой экономике. Этот процесс начался несколько лет назад, и продолжиться неопределенное время. Это будет оказывать влияние на мировые рынки, но влияние будет перманентным и растянутым по времени.

«Торговая война – это миф. Сейчас в мире происходит переосмысление «глобализации в интересах партийной номенклатуры КНР». Этот процесс стартовал еще при Обаме, администрация Трампа его лишь ярче артикулировала. КНР, к сожалению, не оправдывает благодушного отношения мирового сообщества прежних лет. Власти КНР открыто встали на путь конфронтации с соседями и партнерами, и заслуженно движутся к изоляционизму в русле многовековых традиций Китая. 

Для США китайский фактор – мал по значимости, так как внешняя торговля – всего 10% от американского ВВП, а прямых инвестиций США в китайскую экономику практически не было, но другим странам придётся учиться «жить без Китая» со временем. Те, кто быстрее это сделает, как компания Samsung, получат конкурентное преимущество. Отстающие вроде Apple, Vodafone и прочих будут вынуждены догонять конкурентов и нести дополнительные издержки», – сообщает Барри Эрлих.

«Пандемия способна ускорить процесс деглобализации, что может лишить мировую экономику одного из главных драйверов роста последних нескольких десятков лет. Происходит изменение геополитического баланса сил и перехода от однополярного мира к растущему влиянию Китая. Пандемия лишь подчеркнула, насколько наш мир взаимозависим через цепочки производств, поэтому изменение текущего мироустройства является среднесрочным и долгосрочным риском», – добавляет Сабитов.

«Внимание вновь вернулось к торговому конфликту между США и Китаем. На данный момент мы предполагаем, что соглашение не будет иметь обратной силы и ожидаем, что его условия будут выполнены», – считает Баянов.

5. Стоит ли переживать из-за беспорядков в США

Акции протеста эксперты поставили на пятое место, как наименее значимые для рынков. Как отметил Тимур Баянов, большой проблемой будет, если из-за митингов возрастет число заболевших.

«Беспорядки в США не являются каким-то значимым риском для рынков, что подтверждается ростом фондовых индексов США во время протестов. К примеру, 8 июня индекс Nasdaq обновлял исторический максимум, в то время как протестующие в Сиэтле вошли в здание мэрии. Беспорядки носят краткосрочный характер без долгосрочных последствий для компаний, так как политическая система США остается стабильной благодаря работающим выборным механизмам и свободе СМИ», – добавляет Эрлих.

«Это неприятная и даже прискорбная история. Хочется надеяться, что устойчивость системы на всех уровнях не позволит перерасти этому неприглядному шоу в нечто кровавое и ужасное. Америка, сталкиваясь с подобными испытаниями, как правило, даёт урок другим по мирному разрешению внутренних конфликтов. Пока беспорядки – не фактор для рынков», – считает Сабитов.

Резюмируя, можно отметить, что приведенные пять факторов могут не оказать существенного влияние на рынки сами по себе, но в случае, если по стечению обстоятельств несколько из этих угроз сойдутся в одной временной точке, то это может стать спусковым крючком для панических настроений.

 

Заработавший на кризисе 2008 года Джон Полсон разочаровался в хедж-фондах

Чуть более десяти лет спустя после того, как Джон Полсон добился славы и денег, он стал последним из известных финансовых управляющих, ушедших из бизнеса хедж-фондов.

Недавно Полсон заявил о своем решении преобразовать фирму в семейный офис.

Полсону так и не удалось сохранить успех и известность, которые он обрел, делая ставки против рынка жилья в преддверии последнего финансового кризиса. Теперь, в разгар очередного периода экономических потрясений, он возвращает деньги внешних инвесторов, чтобы сосредоточиться на своем собственном состоянии, которое Bloomberg Billionaires Index оценивает в $4,4 млрд.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи