Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго и “Газпрому” проработать привлечение местной ресурсной базы для ускорения газификации регионов Сибирского федерального округа.
Кабмин называет первоочередным проектом строительство Западно-Сибирской газотранспортной системы. Она должна увеличить подачу газа существующим и перспективным потребителям и лечь в основу новых программ газоснабжения субъектов СФО на 2026–2030 годы.
Логика поручения понятна, так как Сибирь растет по промышленным проектам и электроэнергетике, а внутренняя инфраструктура отстает. Дополнительные объемы могут прийти как за счет Восточной системы газоснабжения и действующей “Силы Сибири”, так и в перспективе по маршруту “Сила Сибири-2”, что связывает ресурсную базу Западной Сибири с восточными регионами и внешним рынком.
Эксперты укладывают старт поставок по новому маршруту в первую половину 2030-х, а сам проект потребует перестройки магистральной сети и долгосрочных контрактов с потребителями в регионах.
Реализовать задачу можно комбинацией трех направлений. Первое — нарастить магистральные мощности в Западной Сибири и увязать их с Восточной системой газоснабжения, где уже строится перемычка Белогорск—Хабаровск длиной около 800 км. Второе — развивать распределительные сети, газораспределительные станции и точки регазификации СПГ в самих регионах Сибири. Третье — опираться на ресурсную базу Ямала и новые вводы, а в перспективе на “Силу Сибири-2” с ориентировочной мощностью до 50 млрд куб/м в год.
Если постараться спрогнозировать ориентиры по деньгам и срокам, то они будут таковы. В качестве бенчмарка можно взять сопоставимые участки Восточной системы, расширение “Силы Сибири” для газификации ТЭС ДФО оценивалось примерно в 400 млрд рублей, а строительство новых перемычек протяженностью сотни километров, в сотни миллиардов руб.
Диапазон по Западно-Сибирской ГТС с учетом магистрали и компрессии можно оценить в 0,6–1,0 трлн рублей, еще 150–250 млрд рублей потребуется на распределительные сети, ГРС и локальные решения СПГ для малых поселений. По времени цикл проектирования, закупок и стройки обычно занимает 4–6 лет и совпадает с горизонтом запуска “Силы Сибири-2”, который рынок видит в 2031–2035 годах. Это лишь расчетная оценка на основе сопоставимых проектов и публичных ориентиров, а фактическая конечная стоимость может сильно отличаться с учетом высоких темпов инфляции в России в последние несколько лет.
Поручение Новака фиксирует поворот к внутрироссийскому спросу и снижает инфраструктурные ограничения для промышленности Сибири. В базовом сценарии я мы прогнозируем ускорение строительства магистральных участков в 2026–2028 годах, рост регионального потребления газа на 10–15% к 2030 году за счет ТЭК и ЖКХ и подготовку базы под синхронизацию с “Силой Сибири-2”.
Среди ключевых рисков стоит отметить темп и объемы инвестиций “Газпрома”, доступность труб и компрессоров, а также заключение длинных контрактов с крупными потребителями в регионах. Если их удастся закрыть в 2026–2027 годах, эффект для экономики СФО проявится уже в начале следующего десятилетия через дешевеющую генерацию, тепловую модернизацию и прирост ВРП.