Вашингтон и Пекин с 14 октября начнут взимать взаимные портовые сборы с судов, связанных с их странами, пишет Reuters.
Новый раунд противостояния затронет весь сектор морских перевозок — от контейнеров с игрушками до танкеров с нефтью. Администрация президента США Дональда Трампа объявила о введении сборов для судов, связанных с Китаем, чтобы снизить зависимость от китайского судостроения и укрепить позиции американских компаний.
По данным расследования, начатого при администрации Джо Байдена, Китай применяет несправедливые методы, добиваясь доминирования в судостроении, логистике и морских перевозках.
В ответ Пекин также ввел портовые сборы для судов, принадлежащих, управляемых или построенных в США. Исключения сделаны для судов китайского производства и пустых судов, заходящих на китайские верфи для ремонта. Сборы будут начисляться при первом заходе судна в порт или по итогам первых пяти рейсов в годовом цикле, который начинается 17 апреля.
Министерство коммерции КНР назвало шаг «вынужденной мерой защиты» и призвало США «исправить ошибки и вернуться к диалогу». Под действие новых сборов попадут около 13% мирового флота танкеров для перевозки нефти и 11% контейнеровозов. Наибольшие потери может понести китайский перевозчик COSCO, на долю которого в 2026 году может прийтись почти половина из прогнозируемых $3,2 млрд расходов отрасли, связанных с новыми тарифами.
Ответ Китая на анонсированные в апреле Трампом сборы незначителен для США. Размер US флота совершенно незначителен с точки зрения его юридической принадлежности, не совсем понятно, будут ли облагаться сборами корабли, принадлежащие дочерним офшорным структурам, подчеркивает
Что касается сборов США. Эффект конкретно на COSCO не сможем подтвердить/опровергнуть, компания вне покрытия, однако $50/тонна в вояже может означать по примерным прикидкам более $3 млрд доходов от импорта из Китая ежегодно при сохранении объемов торговли (общий объем импорта из Китая в 2024 году составил $439 млрд), что на первый взгляд выглядит не таким существенным повышением.
С учетом географии строительства мирового флота можно ожидать реальные поступления в размере x2. Трамп говорил про доминирующую позицию в кораблестроении Китая, вероятно, этот шаг направлен в большей степени для поддержания союзнических верфей, например, южнокорейских.