Чикагская биржа запустила 10 декабря долгожданный фьючерс на биткоин. Мнения участников XV Российского облигационного конгресса Cbonds разошлись в своих прогнозах о дальнейшей судьбе этой криптовалюты. Однако все в один голос рекомендуют относиться с большой осторожностью к такого рода инструментам.
Анатолий Иванов, директор департамента по работе на рынках капитала Россельхозбанка: «Я им не верю»
Появление фьючерса на криптовалюту позитивно для биткоина. Однако я не совсем понимаю, как это прайсить. Как оценивать фьючерс на биткоин? Кроме того, я бы не стал переоценивать значимость этого события. СМЕ когда-то запускала фьючерс на рубль/доллар, и где он? У меня все это не вызывает доверия. Пока не будет какого-то института, который все объяснит, инструмент не может считаться чем-то хорошим и правильным.
В биткоине я до сих пор не поучаствовал никак – не купил, не проинвестировал, однако я участвовал в двух других революциях. Первая революция связана с появлением персонального компьютера, вторая с сетью интернет. Все помнят кризис доткомов. Кто-нибудь знает, кто заработал на этом? Заработали создатели инфраструктуры, создатели хостинга.
Про биткоин можно сказать, что это новый процессинг, новая инфраструктура процессинга. Что такое майнинг? Он существует для того, чтобы поддерживать инфраструктуру. С чем связан мой скептицизм сейчас? С тем, что, когда все начиналось в интернете, никто не думал о деньгах. Все думали о великой идее, о том, что люди смогут общаться, обмениваться данными и т.д. А те люди, кто в данный момент продвигает биткоин, у них доллары в глазах. Они думают, как бы обкэшиться.
Что такое биткоин? Вся база про блокчейн у Сатоши Накамото занимает 6 страниц. Прочитать и понять ее в состоянии выпускник, который изучал кибернетику, сможет достаточно быстро. Это можно было внедрить еще 20 лет назад. Что же произошло? В какой-то момент люди решили: а давайте теперь это как-то использовать. Однако они не ответили на вопрос, а в чем собственно value, кроме того, что там все децентрализованно?
Я думаю, что появятся проекты, для реализации которых понадобится криптовалюта. Есть масса регионов, например, Абхазия, куда завести деньги иначе невозможно. Вероятно, криптовалюта позволит где-то пробить границу. Но в целом рынок еще должен осознать, нужна ли она ему или нет.
Я думаю, что с точки зрения стоимости, криптовалюта сильно переоценена. В нее проинвестировано столько электричества, что, наверное, выход в нормальный кэш будет стоить очень дорого. Выйти и обкэшиться в существенных объемах совершенно точно нельзя без того, чтобы все это не начало сильно падать в цене. Как спекуляции – да, но тут надо постоянно держать руку на пульсе. Как инвестиции для человека, который на самом деле думает, что нужны фундаментальные вещи для детей и внуков – нет.
Денис Буряков, управляющий директор по депозитарной деятельности Национального расчетного депозитария: «Важно учитывать риски кибермошенничеств»
Я смотрю на риски риски инвестирования в криптовалюту и вижу, как велики в том числе и риски, связанные с кибербезопасностью. Речь идет об атаках на кошельки, о мошенничествах с ICO. Люди теряют сотни миллионов долларов. И атакуют не сам блокчейн, а атакуют конкретных людей. Как это вернуть обратно?
Владимир Цупров, управляющий директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс»: «Жаль, что ММВБ не первые это сделали»
Жалко, что то не ММВБ запустила фьючерс на биткоин. Тут можно только господина Лаврова процитировать: «Дебилы». Есть коллеги из НРД, которые давно сделали промышленный блокчейн, то есть вся инфраструктура была готова запустить фьючерсы. Мы могли бы очень классно на эту подножку заскочить.
Есть серьезное ограничение для институциональных инвесторов инвестировать в биткоин. Запуск на CME фьючерсов даст большему количеству инвесторов зайти в эту валюту. Плюс доступ на Чикаго может для SEC открыть возможность регистрации ETF на биткоин, а это подстегнет огромный пласт людей, которые до сих пор не в теме. Я отношусь к происходящего как к новой волне хайпа. Я предполагаю, что будет еще одна волна, вызванная распространением этой темы на более чем миллион человек. Думаю, что мы увидим взрывоопасный рост с этих уровней. Этот новый виток будет, конечно, опасен. Если мы еще удвоимся, а технологии запаздывают, а потом может случиться жесткая посадка, особенно когда программисты накосячат.
Если вас не устраивают доходности на рынке облигаций от 2% до 7% в валюте и хотите проинвестировать под 300%, то это ложный подход, потому что тогда вы банальный спекулянт. Я отношусь к криптовалютам как к средству диверсификации своего инвестиционного портфеля, в некотором виде как к золоту. Можно хранить небольшую часть сбережений в золоте. Почему бы не хранить часть сбережений в криптовалюте, если ты предполагаешь, что технология, действительно, революционная и завоюет будущее.
Я для себя лично ответил на этот вопрос: «Да, криптовалюты имеют шанс завоевать мир и потеснить фиатные валюты, поэтому я готов рискнуть и часть своих длинных сбережений проинвестировать в это». Что я выбираю для себя и рекомендую клиентам? Лично я вижу только две криптовалюты – это биткоин и эфир. Все остальное считаю разводкой.
Что касается ICO – сейчас это казино. Если вы читали хоть один white paper, вы там не найдете никаких гарантий, никакой финансовой документации. Это крайне рискованная инвестиция на доверии к фотографиям людей.
Дэвид Мэтлок, начальник отдела долгового капитала Альфа-банка: «Криптовалюта мне напоминает МММ»
Я отношусь к криптовалютам скептически. Это все напоминает мне МММ. Безусловно, есть интерес со стороны клиентов. Но он носит спекулятивный характер. У ICO может быть интересное применение в каких-то контекстах, но то, что мы сейчас видим – это опасная вещь для инвесторов.
Эдуард Ланчев, генеральный директор Fundery: «Инфраструктурные риски инвестирования в криптовалюту просто огромны»
Риски инвестирования в так называемую криптовалюту велики не просто потому, что она может упасть и еще что-то, инфраструктурные риски просто огромные. Вы можете остаться без всего. Не буду расшифровывать, есть огромное количество методов.
Каким образом получилось ICO? Это выход для майнеров. После того, как они намайнили огромное количество этих вот фантиков, им надо было их куда-то деть, а рынок, который существует, был в то время низколиквидным. Сейчас эта ликвидность растет, но ее все равно не достаточно. И куда девать это огромное количество криптовалюты?
Таким образом появилось ICO, а сейчас в этот круговорот, смерч, хайп втягиваются рядовые инвесторы. Это огромная беда. В ЦБ было большое совещание по поводу недобросовестных практик на этом рынке. Все понимают, что нарастает огромный ком.
Пока биткоин растет, обманутых инвесторов еще не так много, но в какой-то момент, когда он пойдет вниз, схлопнется огромное количество разных финансовых пирамид, не только ICO, но и пирамид, основанных на майнинге. Это большие риски. Как от этого сейчас защититься – это головная боль регулятора.
Подписывайтесь на Financial One в соцсетях:
Facebook || Вконтакте || Twitter || Youtube