Причины девальвации рубля, цифровой рубль и многое другое обсудили с доктором экономических наук, профессором «Высшей школы экономики» Николаем Иосифовичем Берзоном.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
К сожалению, рублевая паника – это не сезонное явление, оно постоянное. Валютный курс формируется в результате спроса и предложения. У нас с вами, как у работающих граждан России, есть рубли. Если мы соберемся поехать куда-нибудь за рубеж, нам понадобится долларовая ликвидность. Поэтому мы пойдем в обменники или же совершим покупку на валютной сессии на Московской бирже. Спрос со стороны физических лиц не настолько большой, поэтому мы бы его пережили.
Помимо прочего, есть промышленные предприятия, сельскохозяйственные и строительные, которым надо закупать зарубежную технику, зарубежные лекарства и так далее. Основной спрос формируют они. Если бы не было санкционного режима, то нам бы удалось стабилизировать баланс спроса и предложения, и мы бы вернулись к уровню примерно 60 рублей за доллар. Но от существующих реалий никуда не денешься. Дополнительные санкции, которые накладывают на Газпромбанк, ограничение на принятие валютных платежей и так далее – все это приводит к тому, что поступление валюты в Россию сокращается, а закупки импортного оборудования, импортных лекарств и технологий по-прежнему существуют. Из-за этого и происходит ослабление рубля, поскольку долларов мало.
Если этот тренд продолжится и дальше, то я не удивлюсь, что доллар вырастет и до 110, и до 120 рублей. Я никого не хочу пугать, но просто надо понимать объективную реальность. Мы не можем достать доллары из шляпы, как фокусники достают зайцев, и, соответственно, удовлетворить весь спрос. Доллары должны притекать. Необходимо продавать продукцию, отгружать ее, западные партнеры должны расплачиваться с нами за эту продукцию. Нам есть, что поставлять. У нас есть нефть, газ, минеральные удобрения, пшеница и тому подобное. Но, к сожалению, если текущий санкционный режим сохранится, не говоря уже о возможном ужесточении, то у нас будет нарушен баланс спроса и предложения, и исходя из этого рубль продолжит ослабевать.
Какие проблемы решает цифровой рубль
Цифровой рубль – это продолжение старой экономики. Что такое цифровой рубль? У всех нас есть пластиковые карточки: дебетовые, кредитные карты и так далее. Я с удивлением обнаружил, что перестал пользоваться наличными рублями, потому что эта карточка позволяет мне рассчитаться и в метро, и в магазине, и где угодно. Цифровой рубль, с которым сейчас Банк России проводит эксперимент, по сути, является тем же самым обычным рублем. Единственная разница заключается в том, что цифровой рубль базируется на технологии блокчейна.
Давайте разберем на примере. Допустим, у меня есть производство какой-то уникальной продукции. Государство делает у меня госзаказ, я произвожу продукцию. Министерство обороны оплачивает заказ цифровым рублем, а я за цифровые рубли покупаю сырье, материалы, комплектующие и так далее. Система блокчейна позволяет отслеживать путь рубля: кто выпустил рубль, кто с кем расплатился и так далее. Эту цепочку очень легко проследить. Она хорошая и нужная, поскольку, к сожалению, существуют различные коррупционные схемы. Мы в этом плане не оригинальные, данный феномен наблюдается во всех странах. Поэтому цифровой рубль удобен для государства: ты не положишь деньги в чемодан и не передашь его кому-то, поскольку все транзакции на виду. На мой взгляд, это отличная вещь. Нужно работать по-честному, в светлую, без всяческих откатов.
Игорь Шимко про рубль, инфляцию и ставку ЦБ
Что происходит с рублем, инфляцией, а также будущее ставки ЦБ и многое другое обсудили с сооснователем NZT Rusfond Игорем Шимко.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
В большинстве своем люди обращают внимание на валюту тогда, когда в ней начинают происходить сильные движения. Люди не любят чувствовать потерю. Как ни крути, когда один доллар стоит 110 или 117 рублей, люди понимают, что они беднеют. Это вызывает у них максимальные эмоции. Эмоциональная составляющая вынуждает людей совершать необдуманные поступки – например, бежать в магазины техники и скупать там телевизоры, стиральные машины и так далее в попытке успеть до повышения цен. Все хотят что-то ухватить и обновить, поэтому происходит паника.