Интервью / Financial One

«В 2000-е фондовый рынок был похож на эпоху «золотой лихорадки»

5334

Герой нашего интервью — член Совета директоров Ассоциации «НП РТС», управляющий директор банка ВТБ Михаил Вдовин, отвечающий в банке за работу с финансовыми институтами. В рамках спецпроекта Fomag.ru к 30-летию НП РТС Михаил рассказал о своем непростом пути в мире финансов, поделился мнением о ситуации на рынке, дал напутствие начинающим финансистам и призвал читать больше книг.

Мы здесь, чтобы поговорить про 30-летнюю историю Ассоциации «НП РТС», с чем у вас ассоциируется этот бренд?

— У РТС всегда был сильный бренд. Для меня он прежде всего ассоциировался с биржей РТС, поскольку это был инструментарий в нашей работе, которым мы ежедневно пользовались. А партнерство имеет несколько другие задачи, которые больше про просветительскую, развивающую миссию на рынке. Поэтому ассоциативная связь не всегда была прямолинейная, она менялась.

С чего фондовый рынок начался для вас?

— Я выпустился из СПбГУЭиФ, специальность «Финансы и кредит. Банковское дело» в 1998, и через пару месяцев случился дефолт. После учебы около двух лет проработал в Санкт-Петербургском Банке Реконструкции и Развития в отделе депозитарного учета. Затем однокурсники пригласили меня в компанию КИТ Финанс, где я занялся продажей инструментов с фиксированной доходностью.

Работа в депозитарии аналитическая, она мне казалась довольно скучной, а вот продажи, наоборот, стали для меня вдохновляющей историей, особенно после просмотра фильмов вроде «Уолл-стрит» с Майклом Дугласом в главной роли, и прочтения таких книг как «Покер лжецов» Майкла Льюиса о внутренней кухне и тонкостях работы в Salomon Brothers — американском инвестбанке в середине 80-х.

Интересное время, тогда рынок бурно развивался, поднимался после финансового кризиса 1998 года. Это была эпоха формирования рынка корпоративных облигаций. У каждой компании, которая хотела занять нишу в инвестиционно-банковском бизнесе, была задача создать собственные команды DCM (Debt Capital Markets), сейлзов, fixed income трейдеров. Таким образом я оказался в составе КИТ Финанс, который тогда активно развивал это направление. Особенно запоминающимися были первые road show дебютных выпусков корпоративных облигаций российских эмитентов, с которыми мы ездили по Уралу и Сибири.

Немного позже, уже в Москве в банке «Траст» помню, как мы торговали выпусками российских евробондов с погашением в 2028 или 2030 годах. Это сейчас до них рукой подать, а в 2002 это были фантастические, невероятно далекие сроки!

Вы успели поработать и в российских, и в иностранных банках. Сыграло роль ваше образование или сам рынок позволял так легко перемещаться между работодателями?

— Банки тогда агрессивно хантили специалистов и готовы были платить приличные деньги. На рынок стали приходить западные игроки: J.P. Morgan, Citibank, Goldman Sachs, которые искали местных экспертов для своих команд. Сегодня в банковском сегменте такого уже нет, а тогда было похоже на времена «золотой лихорадки».

Человек мог добиться успеха практически без профильного образования, достаточно было иметь голову на плечах и хороший технический бэкграунд, опыт работы с цифрами. Да и не готовили на тот момент профильных специалистов. Мои лучшие трейдеры — выпускники технических и физмат ВУЗов, прекрасно разбирающиеся в математике и финансовых расчетах.

Мы учились на ходу: читали книжки, перенимали опыт у коллег и зарубежных партнёров из крупных международных банков, которые уже работали в Москве или приезжали в командировки из своих головных офисов, расположенных в мировых финансовых центрах.

Большой школой жизни для меня стала работа в Dresdner Bank. Это был небольшой инвестиционный бутик с головным офисом в Лондоне. Команда была малюсенькая, наш офис обеспечивал иностранным инвесторам и хедж-фондам выход на российский рынок.

Тогда была популярна стратегия carry trade. Западные инвесторы, имеющие фондирование в долларах под 3-4%, вкладывали средства в российские облигации с доходностью 12-15%. Учитывая укрепление рубля, они могли получить двузначную доходность, что, конечно, стимулировало приток иностранных инвестиций. Все это торговалось в формате структурных продуктов — TRS (total return swap) и CLN (credit linked note) — которые подразумевают наличие кредитного риска в виде ОФЗ или корпоративных бумаг. Спрос был большой. Выпуски разлетались, как горячие пирожки.

Рынок был на подъеме, появлялись новые финансовые инструменты. Как с этим бурным ростом справлялись участники рынка?

Рынок был небольшой, финансовый уровень участников был значительно ниже современного. Тогда практически каждое размещение было дебютным. Эмитенты впервые привлекали финансирование через инструменты фондового рынка, инвесторы частные и институциональные впервые такое покупали, а мы впервые продавали. Активно формировался институт маркет-мейкинга, так как нужно было поддерживать ликвидность на вторичном рынке, для этого приходилось нанимать отдельных специалистов.

Запущенный механизм напоминал теорию Дарвина — мы двигались от простых форм к более сложным. Инструменты рынка быстро эволюционировали и усложнялись.

Как вы познакомились с рынком фьючерсов и опционов?

— Хорошо помню, как познакомился с Романом Горюновым в начале 2000-х. Он как раз тогда он переходил из биржи Санкт-Петербург в РТС, чтобы запустить рынок FORTS.

Тогда даже для ребят с физмат-бэкграундом фьючерсы и опционы были terra incognita.

Формула Блэка-Шоулза и все эти истории, связанные с вероятностными исчислениями, дифференциальными уравнениями — это было далеко не всем по плечу. Если проводить аналогии, было ощущение, что российский рынок в одночасье шагнул из протерозойской эры с её простейшими организмами в кайнозой, эру млекопитающих, минуя все сложные стадии эволюционных изменений, которые на западе формировались столетиями. Мы сразу попали на передовую всех сложных современных технологий и инструментов.

Сейчас миллионы инвесторов на российском рынке пользуются для хеджирования рисков срочным рынком Московской биржи, который был когда-то создан в РТС.

Помню, как Роман объяснял рынку эту непростую технологию, мы, в свою очередь, с нашим подразделением брокериджа в КИТ Финанс объясняли это нашим клиентам и продавали им брокерские услуги, пытались привлечь небольшие компании на рынок, помогали с DMA (direct market access) — он был далеко не у всех, — осваивали программу QUIK, разработанную командой из Новосибирска. Наконец удобный инструментарий стал доступен всем: и профучастникам, и индивидуальным инвесторам.

Что и говорить, за 30 лет рынок изменился капитально.

— Да, сейчас на рынке есть все, чего только душа пожелает. Появились новые технологии, несколько биржевых площадок. А на начальных этапах львиная доля транзакций вообще были внебиржевыми.

Это было немного такое наивное время, всё казалось новым и интересным. Объёмы выпусков облигаций тех времен, над которыми мы так трудились, сейчас выглядят скромными: 100-200 млн рублей. Для сравнения, за прошлый год участники торгов на Московской бирже наторговали почти на 1,5 квадриллиона рублей! Объем торговли на срочном рынке составил почти 12 трлн рублей. Этот рынок вырос и благодаря отцам-основателям РТС.

Что вы помните про кризис 2008 года?

— С 2007 года я работал в российских представительствах различных иностранных банков, в этот памятный год я возглавлял Fixed Income Sales в Deutsche Bank Москва. В 2008 году в США рухнул крупнейший инвестиционный банк Lehman Brothers. У многих рыночных игроков были открыты позиции с этим банком. Мы звонили в Нью-Йорк и нам рассказывали, как коллег из Лемана средь бела дня с коробками в руках выставляли на улицу. Крупный игрок покинул рынок и это был серьезный удар для всей индустрии.

Крах Лемана — это был урок для всех нас в мире финансов. Ситуация привела к довольно серьезному ужесточению риск-менеджмента, что сильно повлияло на доходности от операций и в целом на механизмы ведения бизнеса.

Эти события затронули и наших клиентов — иностранных инвесторов, которые заходили в российский рынок через синтетические инструменты. Многие участники рынка тогда впервые столкнулись с такими терминами, как дефолт и реструктуризация долговых обязательств, которые ранее существовали для них лишь на бумаге.

Но мы достаточно быстро оправились, серьезных сокращений внутри банка не было, впереди еще были хорошие годы. Российский рынок бурно развивался, что подстегивалось высокими ценами на нефть, и рубль себя прекрасно чувствовал. Инструменты фиксированной доходности продолжали пользоваться популярностью.

Как на финансовый рынок повлияло объединении бирж РТС и ММВБ в 2011 году?

— Слияние и уход одного игрока, потеря конкуренции — это не лучшая история. Но в данном случае превалировал синергетический эффект: слияние позволило Московской бирже приобрести в лице РТС команду специалистов по срочному рынку, которых ей не хватало. После объединения ММВБ стала более законченным институтом, полноценным игроком мирового уровня, способным в полной мере соревноваться с крупнейшими международными площадками, — например, Лондонской биржей.

Усиление возможностей биржевой площадки сыграло в плюс рынку в долгосрочной перспективе. Когда всё сосредоточено в одном месте, много инструментария, всё функционирует идеально. Огромный выбор инструментов позволяет легко перемещать средства между секциями биржи буквально за считанные минуты. А ведь ранее такие операции, как вывод средств, затягивались на целые сутки.

Каким вы видите дальнейший путь развития Ассоциации?

— Возникают требования времени, которые вынуждают нас меняться.

Система не может бесконечно оставаться в состоянии покоя и равновесия, нужны стрессовые факторы, выводящие её из равновесия.

Нужно адаптироваться к новым условиям, нельзя почивать на лаврах прошлого. С другой стороны, важно, как говорится, не выплеснуть с водой ребенка: важно сохранить преемственность этих опытов, экспертиз, накопленных знаний, приобретённых за тридцать лет существования.

Много классных вещей партнерство уже делает в части образования, поддержки студентов и молодых профессионалов, вдохновленных интересом к фондовому рынку. Важно сохранить у ребят-студентов драйв — желание прийти в индустрию и заниматься этим важным делом. Так, как это было у меня 20 лет назад.

Я искренне верю, что фондовый рынок и то, чем мы все занимаемся в партнерстве, составляют важную часть экономики. Через эти механизмы, инструментарий и деловое взаимодействие мы получаем цивилизованный рынок и доступ к капиталу. С помощью всей этой «кровеносной системы», коей является финансовый рынок для экономики, мы можем улучшать нашу жизнь.

О приоритетах НП коллеги высказывают разные мнения, часто диаметрально противоположные. Должны ли мы изменить формат партнёрства, став своего рода защитником прав инвесторов? Необходимо учитывать интересы мелких акционеров и физических лиц, поскольку они составляют большую часть рынка.

Безусловно, рынок должен слышать голоса миноритариев, тем более что Президент поставил задачу по росту капитализации фондового рынка, а без внимания ко всем участникам рынка будет сложно этого добиться. Отстаивание прав индивидуальных инвесторов помогает привлечь новых игроков на рынок.

Есть и другие направления развития, включая работу со студентами, благотворительные проекты, услуги для небольших компаний. Желание охватить все сферы похвально, но силы НП небезграничны.

ИИС существует уже десять лет, но эффект пока скромный. Может, нужен другой подход к привлечению людей на рынок?

— Инструмент хороший. Если бы объем ликвидности на российском рынке кратно вырос за эти годы, спрос на инвестиции на фондовом рынке был бы выше. Вложив деньги, хочется получать доход. Факт остаётся фактом: если его [дохода] нет, интерес снижается.

Недавно мы видели, как рынок скорректировался, и случился всплеск интереса частных инвесторов. Появилось окно возможностей для вложений, люди ринулись покупать акции. Многие мои знакомые, очень далёкие от рынка, начали инвестировать.

Работа по повышению финансовой грамотности не проходит даром. За последние 30 лет ситуация кардинально изменилась: посмотрите на количество частных инвесторов.

Вопрос лишь в том, насколько хватит терпения и финансовых возможностей у этих инвесторов, чтобы быть в рынке, не забирать свои средства при просадках, дожидаться восстановления цен после падений.

Крайне важен класс долгосрочных инвесторов, чтобы в рынок приходили не только быстрые, спекулятивные деньги, но и действительно инвестиционный капитал, фактически способствующий через биржевой инструментарий развитию реальной экономики.

Нам есть куда расти. В России процент частных инвесторов ниже, чем, к примеру, в США, где практически каждое домохозяйство участвует так или иначе в финансовых рынках — будь то пенсии, инвестиции, различные ETF.

Безусловно, надо продолжать двигаться вперёд, вода камень точит. Повышая количество инвесторов на рынке и их финансовую грамотность, мы привносим стабильность в систему.

Рынок сейчас усложнился не только для опытных финансистов. Как студентам и выпускникам экономических вузов занять свое место под солнцем на финансовом рынке? Какое напутствие вы бы могли им дать?

— Да, сейчас рынок стал сложнее, но, когда я начинал карьеру, помню похожие разговоры: будто мы опоздали и большие деньги уже нельзя заработать, рынок уже не принесёт такого дохода, как раньше, маржа упала. Но рынок — это живая система. Отдельные участники приходят и уходят, но сам финансовый рынок остается на своем месте, поскольку он нужен нашей цивилизации.

Такие компании, как НП РТС, стоят у истоков рынка и развиваются вместе с ним, как живой организм. Именно это гарантирует успешное существование рынка в долгосрочной перспективе.

Молодым ребятам хочу посоветовать: не воспринимайте всерьёз мнение, что всё уже сделали до вас. Новые возможности обязательно появятся. Жизнь не стоит на месте, рынок развивается, появляются новые инструменты и технологии. В чем-то начинает доминировать ИИ, но это не значит, что люди перестанут быть нужными. Как сказал один наш современник: в новом мире будут доминировать не машины, а люди, умеющие правильно ими пользоваться.

Молодые студенты, повышайте свою квалификацию и экспертизу, учитесь грамотно использовать искусственный интеллект для достижения ваших целей и задач. Тогда успех вам обеспечен. Поколения сменяют друг друга, приходят новые игроки, но рынок вечен и полон интересных задач.

Социум сегодня полон стрессов, да и финансовая сфера сама по себе неспокойная. Как у вас со стрессоустойчивостью?

— Согласен, уровень стресса зашкаливает, особенно для тех, кто напрямую занимается инвестициями, отвечает за кредитный риск и инвестиционные решения. Ведь речь идёт о деньгах, и любые убытки вызывают большой стресс. Я считаю, что это неизбежность нашей профессии, такой collateral damage, без которого индустрия невозможна.

Но ведь это и индустрия больших возможностей. Если хочешь быть частью этих процессов и влиять на них, придётся смириться со стрессом.
Одним словом, всё имеет свою цену.

А как вы справляетесь со стрессом?

— Раз уж он есть, приходится с ним бороться. Во-первых, стараюсь разделять работу и частную жизнь. Если выхожу из офиса, стараюсь не думать о работе. Также мне очень помогает спорт. Пробежки, тренировки в зале, любая физическая активность отлично разгружают голову.

Очень важны новые эмоции от путешествий, культурных мероприятий — походы в театры, на художественные и фотовыставки. Полезно давать мозгу разнообразные задачи. Чтение литературы, не связанной с работой, также способствует перезагрузке. Люблю читать, считаю, что чтение очень ценно в условиях информационного шума.

Поделитесь, что у вас на книжной полке?

— Предпочитаю электронные книги, ридер — это экологично. Хотя сейчас тексты длиннее 500 знаков не в моде, обожаю читать толстые книги, я в этом вопросе приверженец старой школы. Люблю темы научпопа: современные открытия науки, устройство Вселенной, когнитивные способности человека, психология. Книги по истории бывают крайне увлекательными. Также перечитываю классику литературы, Толстой, Чехов, Бунин — это вечные и про вечные ценности.

_________________________________________

О спецпроекте

В 2025 году Ассоциация «НП РТС» отмечает 30 лет. В этот юбилейный год журнал Fomag.ru запускает серию интервью «Лица фондового рынка», в которых профессиональные финансисты делятся опытом в создании успешных проектов и преодолении кризисов, вспоминают ключевые события рынка за 30 лет и дают наставления молодым финансистам.

Все интервью в рамках спецпроекта читайте здесь: https://fomag.ru/news/30nprts/

Информация об Ассоциации «НП РТС»

Ассоциация участников финансового рынка  «Некоммерческое партнёрство развития финансового рынка РТС» была учреждена профессиональными участниками финансового рынка в 1995 году. Деятельность НП РТС направлена на укрепление и развитие российской финансовой индустрии, поддержание конкурентной среды и развитие биржевых механизмов на финансовом рынке, консолидацию позиции профессионального сообщества по актуальным вопросам развития финансового рынка и защиту рыночных механизмов, в том числе защиту прав потребителей. В настоящее время Ассоциация «НП РТС» реализует социальные, культурные, образовательные и научные программы, а также проекты по финансовой грамотности.






Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • Что осенью окажет влияние на курс рубля
    Автор: Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам» 26.08.2025 17:19
    1000

    Излишне крепкий курс рубля создает проблемы для экспортеров и госбюджета. Поэтому власти принимают решения, которые будут способствовать последующему ослаблению российской валюты. more

  • На какие акции делают ставку аналитики «Альфа-инвестиций»
    Автор: аналитики «Альфа-инвестиции» 26.08.2025 15:58
    1055

    Мы ожидаем умеренное ослабление рубля к концу года, что поддержит доходы экспортёров, занимающих 60% в индексе Мосбиржи. Снижение ключевой ставки уже в III квартале начнёт постепенно транслироваться в улучшение показателей бизнеса, особенно у компаний с большой долей долга по плавающим ставкам. more

  • Зачем правительству США доля в Intel
    Автор: аналитики «БКС мир инвестиций» 26.08.2025 15:04
    1058

    В рамках сделки США выкупят 433,3 млн акций полупроводникового гиганта по $20,47 за бумагу, что равно доле в Intel в размере 9,9%. Таким образом, американское государство стало крупнейшим инвестором компании. more

  • О чем рассказал Мантуров, что происходит с ценами на картофель и морковь – дайджест Fomag.ru
    Автор: fomag.ru 26.08.2025 14:29
    1092

    «Газпром» и Монголия подписали меморандум о сотрудничестве для развития партнерства в области газа и нефти.more

  • Какие факторы поддерживают котировки золота
    Автор: Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 26.08.2025 11:47
    1156

    По информации Bloomberg, с начала 2025 года приток средств в золотые ETF превысил $80 млрд, что вдвое выше рекордных объемов 2020 года.more